Главная > Новости > Здоровье будем доверять шестикурсникам

Здоровье будем доверять шестикурсникам

Нововведения в медобразовании обсуждались на заседании координационного совета по послевузовскому и дополнительному профессиональному образованию специалистов здравоохранения Уральского федерального округа.

Дефицит кадров в медицинской отрасли можно решить простым способом – отправить шестикурсников медицинских вузов сразу на работу, минуя ординатуру и интернатуру. Однако для вузов это означает настоящую революцию, ведь теперь именно на учебных заведениях лежит ответственность за качество подготовки специалиста, соответственно, должен кардинально измениться и подход к обучению будущих врачей. Нововведения в медобразовании обсуждались на заседании координационного совета по послевузовскому и дополнительному профессиональному образованию специалистов здравоохранения Уральского федерального округа.

«Актуальность сначала просто подготовленных кадров, а потом уже и хорошо подготовленных кадров – задача номер один, – заявила первый заместитель губернатора Тюменской области Наталья Шевчик. – Мы плотно работаем с Медакадемией, без нее сложно было бы решить многие социальные вопросы. Безусловно, это, прежде всего, работа по образовательному содержанию, его региональному компоненту. В нашем регионе в последнее время очень редко возникают обращения населения, связанные с качеством медицинских услуг, чаще всего это жалобы на организацию медицинской помощи, а это и обеспечение кадрами, грамотная организация потока пациентов и так далее. К сожалению, когда мы переходим к новым технологиям, часто забываем про старые. Все-таки, если новые подходы появляются, они должны нанизываться на те, которые уже отработаны».

«Тенденция с кадровым обеспечением в стране достаточно негативная, причем такой она стала где-то с 2010 года, – рассказал директор департамента образования и развития кадровых ресурсов Минздравсоцразвития России Вадим Егоров. – По предварительным данным за 2011 год, количество врачей у нас в России сократилось с 625 тысяч человек до 618 тысяч. И это отмечается по всем субъектам РФ. Такая же проблема с медицинскими сестрами, там эта тенденция идет с 2007 года. Основная задача, которая перед нами стоит – это восполнение кадрового дефицита».

«Ежегодно из сферы здравоохранения уходит восемь процентов врачей со стажем, – добавил председатель координационного совета по послевузовскому и дополнительному профессиональному образованию специалистов здравоохранения УрФО, ректор ЧелГМА Илья Долгушин. – Получается, что вузы выпускают ежегодно 23 тысячи врачей, а из отрасли уходит больше, чем мы выпускаем. Еще более критична обеспеченность специалистами среднего медицинского звена. Мы начинаем формировать региональную программу кадровой обеспеченности, которая должна включать не только решение проблем подготовки, но и закрепление специалистов на рабочих местах. Из отрасли уходят до сорока процентов выпускников вузов».

«У нас есть дефицит врачей первичного уровня – участковых терапевтов и педиатров, – говорит директор департамента здравоохранения Тюменской области Андрей Кудряков. – Те новации, которые сейчас вводятся, как раз направлены на ликвидацию этого дефицита. Система здравоохранения будет работать более динамично, планово, не будет тех больших переработок, которые есть в первичном звене, соответственно увеличится доступность этой помощи. Этапность обучения врачей и средних медицинских работников – это мировой опыт». Что же это за новации?

«Мы перешли на новые федеральные образовательные стандарты, у них другая идеология. В основу положен компетентностный подход, то есть стандарты сориентированы на практическую подготовку студентов, – объяснил Илья Долгушин. – Выпускники после получения диплома получат право самостоятельно работать врачами. По предыдущим стандартам, они должны были закончить ординатуру или интернатуру, пройти сертификацию. Сейчас они смогут работать на должностях, связанных с оказанием первичной медицинской помощи. Если выпускник захочет продолжить образование, то должен будет поступить в ординатуру. Но переход к новым стандартам требует от высшей школы многого – меняются учебные планы, характер подготовки, необходимо создавать центр практических навыков, симуляционные центры. Все это создает единое образовательное пространство, благодаря которому студент безболезненно может перейти из одного медицинского вуза в другой».

«Значительно увеличилась доля практических часов – практика начинается уже с первого курса, также полностью освобожден для практической деятельности шестой курс, – дополняет Вадим Егоров. – Сделано это было с одной целью – шестикурсники теперь могут быть допущены к замещению врачебных должностей без прохождения ординатуры и интернатуры. В связи с этим меняется подход к образованию. Если раньше мы сначала обучения давали общий подход, и вся нагрузка в основном ложилась на «послевуз», то теперь львиная доля ответственности – на высшем учебном заведении, которое должно оценить, готов ли профессорско-преподавательский состав обучить студентов так, чтобы после окончания вуза он встал к постели больного. Правда, это разрешается только пока по трем специальностям – участковый терапевт, участковый педиатр и стоматолог общей практики. В дальнейшем, не сомневаюсь, что этот перечень будет расширяться».

Еще одно новшество, которое обсуждалось на координационном совете – изменение основного допуска к профессиональной деятельности. С 2016 года сертификация заменяется на аккредитацию. Основное отличие заключается в том, что сертифицируется специальность, а аккредитуется, грубо говоря, должность. То есть, теперь, когда мы говорим об аккредитации, то имеется в виду то, к каким видам деятельности будет допущен тот или иной специалист.

«Уже утверждены государственные требования к образовательным программам в интернатуре и ординатуре. Вузы получили право получать лицензии на аккредитацию. Теперь будет небольшой рубеж в виде экзамена, который принимают сами учебные заведения, но они должны будут создать комиссию для этого. По окончании экзамена студенту будет выдан допуск к работе на территории всей Российской Федерации. Так что ожидается наплыв как в вузы, так и в учреждения здравоохранения», – рассказал Вадим Егоров.

По словам Вадима Александровича, в этом году изменится структура приема в вузы. «Основные проблемы на сегодняшний день – с одной стороны, снижение целенаправленного интереса к получению профессии, с другой стороны, снижение количества трудоустроенных выпускников. Мы обратили внимание на то, что большое количество медиков профилактического направления уходит. Поэтому в этом году количество мест уменьшается на 300, так как этих специалистов переизбыток. Но это не значит, что будут «урезаться» высшие учебные заведения – эти места будут переданы на другие направления, в частности, на педиатрию», – говорит он.

Проведение координационного совета в стенах медицинской академии стало уже традицией – его участники обсуждали как актуальные проблемы, возникшие вновь, так и застарелые «болячки». Кстати, решения, принятые на координационном совете ровно год назад, выполнены все. «Значимость проведения координационного совета трудно переоценить, поскольку сегодня меняется порядок приема в интернатуру и ординатуру», – отметила проректор по последипломному образованию ТюмГМА, профессор Надежда Бреднева.

«Мы впервые получили государственные требования по подготовке интернов и ординаторов, в соответствии с ними пересматриваем образовательные программы послевузовского образования – всего в ТюмГМА 82 специальности в интернатуре и ординатуре, по которым академии предстоит пройти государственную аккредитацию. На координационном совете мы обсудили с коллегами процедуру прохождения госаккредитации по специальностям в интернатуре и ординатуре, поделились опытом подготовки новых программ, поговорили о проблемах», – говорит Надежда Бреднева.

Источник: 72doctor.ru