Профессиональные юристы считают сложно реализуемой инициативу расширения практики привлечения Национальной медицинской палаты для расследования уголовных дел о врачебных ошибках.
Специализирующиеся на теме здравоохранения юристы оценили возможность более широкого привлечения Нацмедпалаты (НМП) в качестве экспертного органа при рассмотрении уголовных дел о врачебных ошибках как трудную в реализации. Не до конца ясно, какой статус будут иметь заключения специалистов в суде, заявил юрисконсульт Ассоциации организаторов здравоохранения в онкологии Дмитрий Гаганов на видеоконференции, организованной порталом «Право-мед.ру».
По его словам, с большой вероятностью это будут консультационные заключения специалиста от Нацмедпалаты, которые будут оцениваться судом по своему усмотрению. «В уголовном поле многочисленные исследования говорят о не совсем ясном статусе заключения специалиста. Второй вариант: НМП в качестве экспертной организации наряду с другими будет поручено ответить на вопросы, сформулированные в определении суда по назначению судебно-медицинской экспертизы. Но тут тоже много вопросов, потому что НМП придерживается своей методологии научных исследований, которая может вступать в противоречие с той методологией, которой придерживается судебно-медицинский эксперт из другой организации», — пояснил Гаганов.
При этом юрист указал на некорректность постановки вопроса о расширении практики привлечения экспертов только одной организации. В этом случае нарушается принцип независимости судебной власти.
Правительству поручено до 1 июня 2024 года рассмотреть вопрос о расширении практики привлечения НМП в качестве экспертной организации при расследовании уголовных дел в отношении медработников, совершивших медицинские ошибки. В этом вопросе предстоит разбираться Следственному комитету совместно с Генпрокуратурой и Верховным судом, сообщал «МВ».
По мнению доцента кафедры общественного здоровья и здравоохранения Новосибирского госмедуниверситета, юриста Игоря Васильева, привлечение профессиональных общественных организаций с большим экспертным пулом логично, так как проведение судебно-медицинских экспертиз по врачебным делам затягивается, как правило, именно из-за нехватки специалистов. В итоге часто сроки давности привлечения к ответственности истекают. Появление в структуре Следственного комитета собственного экспертного центра не сильно изменило положение дел.
При этом эксперт выразил сомнения в работоспособности общественного экспертного учреждения. По его мнению, экспертизы по делам о медицинских ошибках должны проводить учебные заведения: «там есть все кафедры и они все преподают новейшие методики, которые соответствуют всем стандартам», пояснил Васильев.
Директор организации «Право на здоровье» (г. Краснодар) Николай Чернышук напомнил, что НМП неоднократно пыталась оказать влияние на ход расследования уголовных дел, а «большая часть взаимодействия палаты со следственными органами сводилась к попыткам общественного давления для принятия необходимых решений следователем». «Если инициатива будет реализована, это повысит статус НМП, позволит привлечь новых участников и новые источники финансирования. Но мне она представляется определенным откатом от тех преимуществ, которые получил Следственный комитет при создании судебно-экспертных центров по врачебным ошибкам», — заявил он.
Как считает член Ассоциации юристов России (АЮР), врач анестезиолог-реаниматолог Дмитрий Кашка, наиболее рационально использование Нацмедпалаты в качестве первого фильтра для отбора уголовных дел, которые имеют признаки грубых нарушений. А дела, которые, на первый взгляд, квалифицуруются, как врачебные ошибки без признаков халатности, анализировать на уровне НМП. Это и станет истинной декриминализацией профессиональной врачебной деятельности.
В 2022 году глава Следственного комитета России (СКР) Александр Бастрыкин запретил сотрудникам назначать судебно-медицинские экспертизы по делам, связанным с врачебными ошибками, в учреждения, подчиненные Минздраву. Специализирующиеся в области медицинского права юристы связали это с длительными сроками ожидания заключений.
По данным СКР, в 2022 году каждое третье заявление на врача в правоохранительные органы приводило к возбуждению уголовного дела. В 2022 году против медработников было возбуждено 1860 уголовных дел — почти по каждому третьему из 5747 обращений пациентов. Обвинения по уголовным делам были предъявлены 193 медработникам, по 19 из них (10%) вынесен оправдательный приговор, писал «МВ». В ходе комиссионных судебно-медицинских экспертиз по ятрогенным преступлениям в СЭЦ СК чаще всего рассматриваются материалы по акушерству и гинекологии, хирургии, анестезиологии-реаниматологии.
В декабре депутаты, юристы, представители профсоюзов и общественных организаций выступили с новыми инициативами по эффективной защите врачей от необоснованных претензий пациентов и прессинга правоохранителей. В том числе предлагается ввести ответственность за ложные доносы и закрепить право работающих в медицине на профессиональный риск. В Госдуме обещали медикам провести декриминализацию врачебной деятельности больше года назад. Для этого предложено вычеркнуть из законодательства термин «медицинская услуга».
Источник: medvestnik.ru