Представители трех медицинских специальностей – терапии, педиатрии и семейной медицины – смогут повышать квалификацию дистанционно. Такая новость прозвучала в ходе круглого стола «Оценка компетентности врача первичного звена», проведенного Российским Национальным медицинским обществом терапевтов и газетой «Медицинский вестник» в рамках VIII Национального конгресса терапевтов.
Возможность частичного дистанционного образования перед специалистами девяти российских регионов откроет пилотный проект по интеграции современных дистанционных и традиционных форм постдипломного образования, инициированный Национальной медицинской палатой при поддержке Минздрава РФ.
Проект, стартующий в декабре 2013 года, предполагает объединение в рамках системы постдипломного образования традиционного аудиторного обучения и вебинаров ведущих российских профессоров, членов профессиональных медицинских обществ.
— Базируясь на международном опыте, мы хотим перестроить систему, сделать дополнительное образование непрерывным, чтобы доктор повышал свою квалификацию в объеме не менее 250 часов за пять лет или 50 часов ежегодно, вместо 144 часов один раз в пять лет, как сейчас. Телемедицинские технологии дают нам такую возможность – доносить до врача самую передовую информацию независимо от места жительства. Подобная система предполагает использование понятия «образовательных кредитов», которые врач может накапливать в течение года, посещая мероприятия по специальности. Учитывать их позволяет система личных аккаунтов, в которой отслеживается вся образовательная активность участника, — сообщила один из разработчиков проекта, руководитель Комиссии по развитию непрерывного медицинского образования Национальной медицинской палаты Гузель Улумбекова.
Впрочем, некоторые участники встречи, впрочем, высказали сомнения в том, что система сможет стать успешной в существующих реалиях.
— Форма, которая была предложена, получила полную поддержку всех профессиональных обществ, но есть несколько подводных камней, которые могут затруднить реализацию проекта: отставание нормативно-правовой базы, низкий уровень технической оснащенности ЛПУ в ряде регионов, высокие нагрузки на действующих медработников из-за нехватки кадров, – отметил президент Российского научного медицинского общества терапевтов, академик РАМН Анатолий Мартынов.
Главной предпосылкой к улучшению ситуации с организацией постдипломного образования медиков, по его мнению, может стать целенаправленная работа по устранению основных недостатков организации медицинской помощи в первичном звене, успех которой, как он считает, обеспечит решение о перераспределении финансовых потоков с закупок дорогостоящей диагностической техники на переоснащение кабинетов и повышение зарплат специалистов.
Сами медработники в качестве основного препятствия к регулярному обновлению профессиональных знаний назвали чрезмерную нагрузку.
— В нашем учреждении почти все врачи работают на полторы ставки. А после окончания рабочего дня в поликлинике доктор, как правило, надевает свое пальто и идет по участкам. Когда в таком случае ему заниматься самообразованием? – посетовал заведующий терапевтическим отделением городской поликлиники Тулы Григорий Здановский
Источник: Медицинский вестник