В Государственной думе РФ прошёл круглый стол круглый стол на тему: «О концепции организации саморегулирования профессиональной медицинской деятельности в системе здравоохранения Российской Федерации». В обсуждении приняли участие представители органов власти и объединений медицинских работников — президент Некоммерческого партнерства «Национальная медицинская палата» Л.М. Рошаль, Первый заместитель председателя Комитета по охране здоровья ГД РФ Н.Ф. Герасименко, заместитель председателя Комитета по охране здоровья ГД РФ, вице-президент НМП С.Б. Дорофеев, и.о. руководителя Росздравнадзора М.М. Мурашко, референт правового департамента Министерства здравоохранения РФ М.Н. Лесникова, представитель «Общества врачей России» академик В.К.Леонтьев. Всего в работе круглого стола приняли участие представители 30 субъектов Российской Федерации. Среди них председатель правления НП «Тюменское региональное медицинское общество» Евгений Чесноков.
Участники мероприятия обсудили наиболее актуальные проблемы саморегулирования в сфере здравоохранения в нашей стране: по какому принципу должно строиться саморегулирование профессиональной деятельности; должно ли быть членство в профессиональных или в саморегулируемых организациях обязательным условием; какими будут функции профессиональных объединений; как будут финансироваться саморегулируемые организации; необходимо ли врачу стать субъектом права; нужно ли принимать новый федеральный закон или же вносить поправки в имеющиеся нормативные акты.
Как сообщает информационная служба Национальной медицинской палаты, в той или иной степени управление отраслью на принципах саморегулирования осуществляется в европейских странах уже более 100 лет. В России же попытки перехода к саморегулированию в системе здравоохранения осуществляются только на протяжении последних 20 лет. Первые предпосылки возникли в 1993 году, когда вышел закон «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан». Статья 62 данного закона устанавливала, что «медицинские и фармацевтические работники имеют право на создание профессиональных ассоциаций и других общественных объединений, формируемых на добровольной основе», а также определяла правосубъектность таких организаций. В 2002 году на уровне правительства была обозначена стратегия перехода от государственной к государственно-общественной модели управления здравоохранением в РФ. Однако даже политическая воля пока не помогла воплотить задуманное в жизнь. Повторно вопрос о развитии принципов саморегулирования профессиональной деятельностью был поднят только в последнее время, что нашло отражение в Уставе Национальной медицинской палаты.
Сейчас понятно, что решение о самоорганизации является «назревшим» и необходимым. По словам представителя «Общества врачей России» академика Леонова, «за двадцать лет в российской медицине улучшений не произошло. Поэтому те вопросы, которые мы сегодня обсуждаем — об общественно-государственном здравоохранении, означают, что мы не видим другого выхода. Новые подходы могут позволить решить проблемы улучшения здравоохранения».
Однако, внедрение саморегулирования должно проходить взвешенно. Это особо подчеркнул президент Национальной медицинской палаты Леонид Рошаль – «я ни одной хорошей реформы в сфере здравоохранения не видел. Как раз внедрение саморегулирования – это и есть настоящая реформа. Мы не должны упускать момент и провести реформирование хорошо».
На сегодняшний день причин, замедляющих процесс самоорганизации медицинского сообщества, несколько.
Одна из главных – отсутствие необходимого законодательного поля. «Отсутствие механизмов реализации прав профессиональных организаций не только не позволили организовать саморегулирование профессиональной деятельности, но даже самоорганизоваться», — отметил Сергей Дорофеев. Сейчас же существует определенный прогресс, однако нынешний закон о саморегулировании не до конца учитывает все особенности медицинской деятельности».
Соб. инф.