Главная > Пресса о нас > На вершине айсберга

На вершине айсберга

Хоть черновик общественного договора между медицинским сообществом и пациентом уже существует, врачи признаются: они не могут до конца представить образ этого документа.

Не появились контуры общественного договора и во время его обсуждения в Тюменской областной Думе 31 января. Встреча называлась красиво — «Врач и пациент. Гармонизация отношений через общественный договор», но ее участники оказались почти в тупике.

Вообще-то разговор о системе здравоохранения в целом и взаимоотношениях врача и пациента в частности начался еще в конце ноября в блоге губернатора Владимира Якушева (http: //admtyumen.ru/ogv_ru/gov/blog/YakushevVV.htm), когда он предложил всем вместе подумать, «как решить извечный конфликт: врач — пациент». Тема собрала огромное количество участников, кто-то очень точно охарактеризовал все сообщения стоном: масса наболевших вопросов есть и у пациентов, и у врачей.

Присутствовавшая на встрече Наталья Ушакова, вице-президент Национальной медицинской палаты, объяснила актуальность темы тем, что взаимоотношения медиков и пациентов — это лишь вершина огромного айсберга, который представляет собой не только систему здравоохранения, но и отношение общества к своему здоровью в целом. Опираясь на опыт проектирования кодекса профессиональной этики врача, она предложила тюменцам учесть в будущем документе две стороны ответственности: «Необходимо закрепить не только обязанности и права врача, но и пациента, который будет информирован о необходимости сотрудничества с медицинским работником в борьбе с недугом и в своем стремлении к здоровому образу жизни. Пациент должен нести ответственность за свое здоровье, общество во всех странах сегодня задумалось над этим».

Позже в своем выступлении заместитель председателя Тюменской областной Думы Виктор Рейн высказал похожее суждение: гражданин, который не следит за своим здоровьем и нередко просто гробит его, не должен находиться в одинаковых условиях (с точки зрения налоговых выплат с зарплаты) с человеком, ведущим здоровый образ жизни. Может быть, финансовый кнут заставит отказаться от вредных привычек и подумать о здоровье?

Еще одна подсказка московского гостя: «Работая над кодексом профессиональной этики врача, мы понимаем, что документ будет рабочим при условии, если врач станет субъектом права. Это тоже стоит учесть и в общественном договоре».

С Ушаковой согласился председатель Тюменского регионального медицинского общества, депутат Тюменской городской Думы, главный врач Тюменской областной больницы Сергей Миневцев: «Мы лукавим, когда говорим, что врач отвечает за пациента. Вот капитан воздушного судна, водитель автобуса, такси — они отвечают за жизнь пассажиров, несут юридическую ответственность. А у нас врач — не субъект права. За ошибку врача в первую очередь отвечает администратор, в суд идет он и начальник юридического отдела. А когда врач станет субъектом права, он совсем по-другому оценит свой труд».

Поскольку на встрече присутствовал представитель частной медицины Сергей Гольцов, генеральный директор НПО «Тюменькриобанк», его спросили: почему в коммерческих клиниках гораздо меньше конфликтов между врачами и пациентами? Там другие пациенты и врачи? Нет, конечно, те же самые, но отличие есть — в обстоятельствах. «В коммерческих клиниках врач максимально реализует свое конкурентное преимущество, концентрирует свое внимание на том, что он умеет делать хорошо, проявляет свою индивидуальность и профессионализм», — пояснил врач. В целом же успех высокого качества медицинской помощи, по его мнению, состоит из трех компонентов: информированность, сервис, исцеление. Их соблюдение ведет к гармонии, когда даже хронический больной будет с уважением и благодарностью относиться к своему врачу.

Антонина Новицкая, председатель общественной организации «Женская инициатива», кое в чем не согласилась: «Пациенты по-разному ведут себя в муниципальных и коммерческих клиниках. В частных заведениях они культурны, понимают, что есть хозяин. В муниципальных поликлиниках мало управляемости, нет хозяина, поэтому поведение пациентов меняется не в лучшую сторону. Так что культура пациента имеет важное значение».

В поисках формулы успеха бюджетной медицины можно заблудиться. Депутат Тюменской областной Думы Владимир Столяров привел популярный в последнее время пример: еще до встречи с врачом пациенту могут испортить настроение. Например, не выслушать или нахамить в регистратуре. Виктор Рейн, напротив, считает, что слагаемые успеха зависят от врача: от того, насколько осознанно он выбрал свою профессию, какое получил образование, насколько развиты в нем такие качества, как терпеливость, порядочность и т.п. Молодым медикам в формате 25-го кадра пора внушать: пациент — главная ценность! А спасет ли положение общественный договор — неизвестно…

На этом фоне информация Натальи Ушаковой о новых информационных технологиях в медицине звучит почти как рецепт от всех бед. Совсем скоро врачу и пациенту вовсе не придется встречаться: свои отношения они перенесут в Интернет и сведут на нет. Уже сегодня для мобильных устройств существует масса медицинских приложений, внедряются технологии обратной связи, позволяющие врачу контролировать здоровье пациента на расстоянии. Стороны, скорее всего, будут только обмениваться файлами: с одной стороны — результаты анализов, с другой стороны — рецепты и назначения.

И тогда ничто — ни работники регистратуры, ни неочищенные от снега крылечки, ни очереди и прочие неудобства — не помешает больному получить помощь. А образ доброго и участливого врача, умеющего по виду пациента определить состояние его здоровья, а иногда и вылечить словом, останется в виде памятника земскому врачу, который в этом году появится к 50-летию Тюменской медицинской академии.

Источник: Парламентская газета «Тюменские известия»

<div class=»news-source»></div>