22 марта в 15-00, в Государственной Думе
Комитет ГД по охране здоровья провел «круглый стол» на тему: «Организация
государственно-частного партнёрства в сфере здравоохранения». Выступая на
мероприятии, первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по
охране здоровья, заслуженный врач РФ Татьяна Яковлева подчеркнула:
В настоящее время государством
осуществляются беспрецедентные по объему инвестиции в систему здравоохранения,
прежде всего в рамках Программы модернизации здравоохранения, национального
проекта «Здоровье» и ряда других социальных проектов. Этот факт сам по себе
отражает ясное понимание властью значимости решения вопросов развития ресурсной
базы для оказания качественной и доступной медицинской помощи населению,
повышения уровня и продолжительности жизни. На наших глазах строятся
современные центры высокотехнологичной медицинской помощи по наиболее социально
значимым направлениям, ремонтируются и оснащаются современным оборудованием
больницы, повышается эффективность работы службы скорой помощи, обеспечивается
доступность медицинской помощи (в том числе и дорогостоящей).Однако, на мой
взгляд, это не повод для «самоуспокоения».
Для реализации столь амбициозных планов,
с моей точки зрения, требуется изменение подходов государства к взаимодействию
с частным бизнесом – как минимум внедрение практики долгосрочного госзаказа,
но, по сути, здесь должна идти речь уже о полноценном частно-государственном
партнерстве (ЧГП).
В принципе, российское законодательство
регулирует такую форму отношений. Есть федеральные законы «О концессионных
соглашениях», «Об инвестиционных фондах», «О размещении заказов на поставки
товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных
нужд». Многие субъекты Федерации уже приняли региональные законодательные акты
о государственно-частном партнерстве. Некоторые условия и особенности
государственно-частного партнерства в сфере здравоохранения установлены недавно
принятыми законами. Статьей 14 закона «Об основах охраны здоровья граждан в РФ»
впервые установлено, что к полномочиям федеральных органов государственной
власти в сфере охраны здоровья относятся установление порядка осуществления
медицинской деятельности на принципах государственно-частного партнерства в
сфере охраны здоровья. Закон «Об обязательном медицинском страховании в РФ»
установил, что осуществлять деятельность в сфере обязательного медицинского
страхования имеют право медицинские организации любой предусмотренной
законодательством организационно-правовой формы (в том числе организации
частной системы здравоохранения) и индивидуальные предприниматели, занимающиеся
частной медицинской практикой. В свете развития государственно-частного партнерства
это становится актуальным, так как в соответствии с этим же законом с 1 января
2013 года тариф на оплату медицинской помощи должен будет финансироваться в
полном объеме, что должно способствовать привлечению частных клиник в систему
оказания медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского
страхования.
Однако, как показывает жизненный опыт,
существующих стимулов для активного развития частно-государственного симбиоза
недостаточно. Пришло время перестать мыслить и действовать моделями «одного-двух
шагов», необходимо перейти к новым технологиям управления. Под управленческой
технологией, которая может принести неоспоримые выгоды обществу, бизнесу и
государству я имею в виду частно-государственное партнерство в самом широком
смысле: сфера его применения должна охватывать не только процессы производства
и ресурсного обеспечения, оказания медицинских услуг, но и всю систему в целом.
К сожалению, практика демонстрирует,
что, государство неспособно на платформе исключительно бюджетного здравоохранения
выполнять в полном объёме гарантии бесплатной медицинской помощи в
государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения. Поэтому на
современном этапе российское здравоохранение нуждается в том, чтобы в него
пришел частный инвестор. Это обосновывается в первую очередь тем, что ни одно, даже
самое богатое государство мира не в состоянии содержать за счет бюджетных
средств всю систему охраны здоровья. Ведь если в стране существует только
государственная система здравоохранения, затраты на ее содержание являются
одним из ведущих факторов увеличения социальных расходов.
Однако прочной связки
«государство-частник» сейчас не получается из-за целого комплекса проблем:
несовершенство системы медицинского страхования, высокие инвестиционные барьеры
для входа в отрасль на фоне значительных рисков и недостаточно высокой
рентабельности (средний период возврата составляет 6-7лет), дефицит кадров и
прочее.
По сути, в отрасли отсутствует на
сегодняшний день прозрачная стратегия инвестирования, ясность источников получения
прибыли, структуры рисков и логики работы. Несмотря на все вышеуказанные
проблемы, рынок медицинских услуг в России активно растёт, хотя и в
значительной степени в деформированной форме. Эксперты рынка считают, что
текущий объём рынка медицинских услуг колеблется в диапазоне от 350-390 млрд. рублей
до 460 млрд. рублей. Наиболее распространенные оценки темпов роста – от 25 до
30%, т.е. рынок растет высокими темпами. Наша задача найти компромисс для
повышения взаимодействия государства и бизнеса.
Для государства основной причиной к
учреждению частно-государственного партнерства является все возрастающая
потребность в первую очередь в услугах, за поставку которых несет
ответственность государство. Среди них – медицинские, образовательные ,коммунальные
услуги, услуги транспорта и т.д. По данным британского правительства, такие
проекты обеспечивают 17 % экономии для бюджета страны.
Сошлюсь на зарубежный опыт: «обкатанные»
во многих странах подходы уже позволили государствам, отдельным регионам и даже
самостоятельным больницам привлечь интеллектуальные и финансовые ресурсы
партнеров-частников, оставив за собой право регулировать и контролировать их
деятельность. Именно здравоохранение стоит на 1-м месте в странах «Большой
семерки» по уровню привлечения частных инвесторов. И это вполне объяснимо:
частно-государственное партнерство является проверенным инструментом повышения
эффективности социальной политики государства, обеспечивает качество и
доступность медицинского обслуживания населения и формирует конкурентную среду
в здравоохранении. Однако ни одно ЧГП не может работать без заинтересованности
государства, которая принципиально важна для обеспечения общего руководства и
предоставления ресурсов.