21 октября суд оправдал красноярского врача Алевтину Хориняк, выписавшую рецепт на покупку сильнодействующего обезболивающего больному раком в 2009 году.
В 2009 году 70-летняя Алевтина Хориняк выписала в преддверии длинных майских каникул два платных рецепта на сильнодействующий обезболивающий препарат своему знакомому, который страдал тяжелой формой онкологического заболевания. Однако этот пациент не был прикреплен к ее участку.
Дело по статьям о подделке документов и незаконному приобретению, хранению и сбыту сильнодействующих наркотических веществ возбудили в 2011 году. К этому времени больной скончался. В 2013 году Алевтину Хориняк осудили и приговорили к 15 тыс. рублей штрафа, этот приговор был обжалован.
Дело врача вызвало большой общественный резонанс по всей стране, так как проблема доступа к обезболивающим препаратам актуальна во всех российских регионах – больные остаются без лекарств из-за бюрократических проволочек. Многие медики выступили в поддержку коллеги.
— Врач выписал именно то лекарство, которое пациент принимал в течение долгого времени, диагноз пациента сомнению не подвергался, и больной получил помощь. Однако несколько лет шли судебные разбирательства. Я считаю, что необходимо как можно скорее принять закон, который бы продлевал действие рецептов на сильнодействующие лекарства, чтобы избежать таких абсурдных дел в будущем, — заявил директор Фонда «Здоровье» Эдуард Гаврилов.
В конце сентября Госдума приняла в первом чтении законопроект, который упрощает получение тяжелобольными обезболивающих наркотиков. В числе нововведений — продление срока действия рецептов на наркотики с 5 до 30 дней, а также отмена нормы, обязывающей родственников больных возвращать использованные трансдермальные терапевтические системы, то есть обезболивающие пластыри и пленки.
Член Общественного совета Фонда «Здоровье», главный нарколог РФ, директор Московского научно-практического центра наркологии Евгений Брюн одобрил решение суда.
— Это — здорово! Врач, прежде всего, выполнил свой долг и не думал о своей личной безопасности. Первая и основная конституция врача – это клятва Гиппократа, и все должно быть в интересах больного. И хорошо, что суд это понял и принял, — сказал Евгений Брюн.
Директор Научно-исследовательского института онкологии имени Н.Н. Петрова Алексей Беляев заявил, что врачи, действующие в рамках закона, ни в коем случае не должны приравниваться к наркоторговцам.
— Мы имеем много сложностей в своей работе из-за того, что врачи выставляются как едва ли не основные поставщики наркотических препаратов на рынок. Прежде всего, речь идет о хранении и отпуске лекарств. В большей степени страдают больные амбулаторного звена. И то, что происходят некоторые послабления в законе, например, продлено действие рецепта на наркосодержащие обезболивающие препараты, — это неплохо. Однако проблема обезболивания еще остается. Ее надо решать, а не спекулировать, — заявил он
.Алексей Беляев добавил, что кроме наркотических анальгетиков есть другие методы борьбы с болью, например, лечебные блокады.
— Другой вопрос – у нас нет паллиативной службы, нет такой специальности, специалистов. Это все нужно создавать. Одним доступом к наркосодержащим препаратам проблему не решить, можно снять боль на час-два, но проблема гораздо шире, нужно создавать комплексную службу работы с такими пациентами, — рассказал эксперт.
Со своей стороны, директор Фонда «Здоровье» Эдуард Гаврилов отметил, что на сегодняшний день Минздравом России не утверждены стандарты и порядки на оказываемую в стационарах паллиативную медицинскую помощь, установленную законом «Об охране здоровья», а, следовательно, и тариф на данный вид помощи рассчитан быть не может. А тариф – это и зарплата врачей, и средства на расходные материалы, на обезболивающие лекарства, все то, от чего зависит, насколько хорошим будет уход за ребенком и взрослым в отделении паллиативной помощи.
Источник: «Медицинский вестник»