Большинство «медицинских дел», по которым медицинских работников привлекают к уголовной ответственности находится в ведении Следственного Комитета РФ. Статистические данные ведомства свидетельствуют о неуклонном росте числа дел, которые возбуждаются против врачей. Какие факторы способствуют росту обращений в правоохранительные органы и какие подходы применяются в СК России к расследованию уголовных дел в сфере медицины? Об этом читайте в статье, которая подготовлена по мотивам выступления Геннадия Веригина, подполковника юстиции, заместителя руководителя контрольно-следственного отдела следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Республике Карелия, на конференции «Юридическая ответственность медицинских работников за нарушения законодательства в сфере здравоохранения» в Петрозаводске.
Общение как профилактика
Число уголовных дел, которые возбуждаются в отношении медицинских работников имеют устойчивую тенденцию к росту. Об этом говорит статистика, но обращает на себя внимание один показательный момент – растет не просто число уголовных дел, но число уголовных дел, которые были возбуждены по прямым обращениям граждан в Следственный комитет.
Например, если обратиться к статистике по Республике Карелия, то в 2020 году в следственное управление поступило 28 обращений по поводу некачественно оказанной медицинской помощи, такие же показатели были и в 2019 году, и в 2018 году. Однако при этом в 2020 году из 28 обращений – 22 поступило непосредственно от граждан, в то время, как в 2019 году прямых обращений от граждан в следственные органы было 17 из 28, а в 2018 году – всего 12 из 28. Что же побуждает людей обращаться в Следственный комитет все чаще?
Согласно статистическим данным, большинство медицинских работников обвиняются в причинении смерти по неосторожности вследствие ненадлежащего исполнения лицом своих профессиональных обязанностей (ч.2 ст.109 УК РФ). Так, в 2020 году в Республике Карелия было возбуждено 18 уголовных дел и из них — 14 дел возбуждены именно по этой статье. Конечно, родственники умерших пациентов хотят знать причины, по которым умерли их близкие. И практика Следственного комитета говорит о том, что причиной обращения граждан в СК, являются не столько объективные факторы, связанные с тяжестью заболевания, сколько субъективные, которые порождаются отсутствием внимательного отношения к пациентам или к их родственникам. Люди жалуются на холодное отношение, на то, что им никто ничего не объясняет. Фактически граждане хотят только одного – разобраться и понять умер ли их близкий человек потому, что его нельзя было спасти, или все же была допущена ошибка, но так как никто из врачей не предоставляет им подобной информации, они вынуждены искать правду в Следственном комитете.
Часто врачи ссылаются на невозможность предоставить информацию родственникам умерших пациентов, ссылаясь на врачебную тайну. Однако только доверие между врачом и пациентом может привести к взаимопониманию, а оно «зарабатывается» открытостью. Поэтому, конечно, необходимо давать родственникам знакомиться с медицинской документацией, разъяснять, что именно произошло. На практике не возникает ситуаций, когда родственник умершего пациента, которому бы, врачи разъясняли причины произошедшего, впоследствии обвинял бы их в раскрытии врачебной тайны. Тем более, сейчас законодательных препятствий для раскрытия информации стало меньше. Напомним, что в июле 2021 года Президент РФ подписал закон, устанавливающий правовой механизм предоставления сведений, составляющих врачебную тайну, родственникам умершего пациента. Закон предусматривает, что близкие родственники или лица, которые указаны в согласии пациента, смогут знакомиться с его медицинской документацией, а также получать медицинские документы и выписки из них, в том числе после смерти пациента.
Нет дела без причины
Стоит признать, что не всегда, даже получив максимально-полный доступ к медицинской документации и информации о том, что именно повлекло тяжкий вред здоровью или смерть пациента, граждане остаются удовлетворены полученными ответами от врачей. Часть из них все равно обращается с заявлением в следственные органы. Следователи обязаны реагировать на каждое обращение и расследовать обстоятельства дела.
Важно понимать, что наступление уголовной ответственности наступает только тогда, когда доказана прямая причинно-следственная связь между действием медработника и наступившими последствиями. Пока она не доказана, не может быть собран состав преступления.
Основой для установления такой связи является проведение комиссионной судебно-медицинской экспертизы (СМЭ). СМЭ – основная доказательная база на которую опираются следователи.
Медицинские работники должны быть готовы к тому, что таких экспертиз будет проведено несколько, поскольку очень часто пострадавшие пациенты или их родственники не доверяют тем СМЭ, которые проводятся в том же регионе, где проходило лечение, приведшее к тяжким для пациента последствиям. Пациенты убеждены в высокой степени корпоративной солидарности медицинских работников, в том числе и экспертов. Часто, познакомившись с результатами первой СМЭ, просят назначить экспертизу в других регионах.
Однако порой даже проведения СМЭ в другом регионе бывает недостаточно. Установление прямой причинно-следственной связи – крайне сложная задача. Очень часто медицинская помощь оказывается на нескольких этапах, начиная от районной поликлиники до республиканской больницы, или даже больницы в другом регионе. Экспертами достаточно часто устанавливаются те или иные дефекты медицинской помощи на разных этапах ее оказания, но при этом они не состоят в прямой причинно-следственной связи с наступившими последствиями.
Также часто выводы экспертов расходятся между собой. Например, в одном регионе эксперты установили прямую причинно-следственную связь, в другом – нет. Нередко при подобных расхождениях в выводах экспертов, тоже назначаются дополнительные СМЭ, следователи просят экспертов ответить на дополнительные вопросы, так как до того, как направить дело прокурору на утверждение обвинительного заключения, следователь должен быть уверен в том, что доказательная база собрана в полном объеме. Поэтому по одному делу может быть проведено весьма внушительное количество экспертиз. Если дело доходит до суда, то все противоречия между заключениями экспертов трактуются в пользу обвиняемого.
Отметим, что при наличии косвенной связи между действиями медработника и наступившими последствиями, как правило, дело в суд не направляется и уголовное дело прекращается.
Более подробную информацию по актуальным юридическим вопросам Вы можете получить на бесплатном образовательном он-лайн курсе для медицинских работников по вопросам права https://www.vrachprav-nmp.ru
Материал подготовлен в рамках гранта президента Российской Федерации, предоставленным Фондом президентских грантов (в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 30 января 2019 г. No 30 «О грантах Президента Российской Федерации, предоставляемых на развитие гражданского общества»)
Источник: Информационная служба НМП