Главная > Новости > Работа как жизнь: педиатр Анна Потапова

Работа как жизнь: педиатр Анна Потапова

Самая большая наша проблема — это работа с родителями, которых надо убедить в необходимости того или иного лечения. Приходится объяснять, что ребенок не застрахован от рецидива, что нужно менять образ жизни.

фото из архива Анны Потаповой

Почти 35 лет Анна Павловна Потапова возглавляет педиатрическое отделение Тобольской областной больницы №3. После окончания Саратовского медицинского института совсем девчонкой она приехала по распределению в древнюю сибирскую столицу. Ответственному молодому врачу сразу же поручили руководство целым отделением. Сегодня ее заботой окружен каждый ребенок, поступающий в стационар.

— Часто врачи признаются, что мечтали о своей профессии с самого детства: мол, лечили еще кукол и плюшевых медведей. Каков ваш путь в профессию?

– Что-то похожее было и у меня. Никакого выбора я не делала — только медицина, только забота о здоровье. Я очень люблю детей, всегда хотела помогать, лечить, нести радость в дома людей. Ведь нет хуже несчастья, чем когда болеют дети. Мои маленькие пациенты — это главное, что есть в моей жизни. Когда у меня плохое настроение, я иду к детям, и сразу все налаживается.

— Расскажите о зоне вашей ответственности: сколько у вас сотрудников и пациентов?

– Наше отделение — на 30 коек, это три поста. Всего у меня в подчинении 20 человек: четыре доктора и младший медицинский персонал.

— Какие дети к вам поступают? С какими проблемами?

– Наши пациенты — дети с 29 дня жизни до 18 лет со всевозможными заболеваниями, кроме инфекций. Все детские соматические патологии органов дыхания, почек, эндокринные патологии, желудочно-кишечный тракт, отравления. К нам едут со всего Тобольска, Тобольского района, из Вагая и Увата.

— Помните ли вы своих маленьких пациентов? Случается ли привязаться к ним?

– У нас масса интересных историй, помню многих ребят. Есть у меня и такие пациенты, которые когда-то у нас лечились, а теперь сами стали родителями. Не знаю, хорошее ли это качество, но если мне назовут фамилию, то я сразу вспомню имя, населенный пункт и все подробности вплоть до патологии.

— А они дают о себе знать?

– На самом деле я радуюсь, когда они не вспоминают обо мне. Это значит, что у них все хорошо. Но есть и те, кто просто приходит сказать «спасибо», поздравить с праздником.

— С кем легче найти общий язык: с детьми или с их родителями?

– Конечно, легче с ребенком. Самая большая наша проблема — это работа с родителями, которых надо убедить в необходимости того или иного лечения. Приходится объяснять, что ребенок не застрахован от рецидива, что нужно менять образ жизни. Донести все это до взрослых людей я считаю своей большой задачей, и это не всегда просто. К счастью, процесс выздоровления влияет на доверие ко мне как к врачу, и родители начинают прислушиваться.

— Как решаете проблемы с особо конфликтными взрослыми?

– Это непросто, но секрет в том, чтобы постараться занять их сторону. Иначе ничего не получится, а пострадает ребенок. Никогда не считаю зазорным извиниться и сказать доброе слово нервничающей маме, это долг моей профессии.

— Не слишком ли современные родители увлекаются Интернетом? Не учат ли вас, как лечить их детей?

– Случается, что приходят с готовыми диагнозами. А я объясняю им, что сведений из Интернета недостаточно. Живое общение и осмотр гораздо важнее, чем шаблонные рекомендации. Ведь по некоторым симптомам можно поставить 100 диагнозов, но доверять надо профессионалам.

— В российской традиции принято пугать детей врачами: не будешь хорошо кушать — поедем в больницу. Есть ли у вас способы расположить малышей, боящихся белых халатов?

– Общение должно строиться на доверии. С малышом надо общаться, рассказать о процедуре, дать потрогать стетоскоп, трубки. В первый раз они очень осторожничают, даже могут покричать, а потом уже сами ждут осмотра, поднимают маечку или рубашку, им нестрашно слушаться-смотреться. Расстаемся, обычно, хорошими друзьями.

— Какая похвала для вас как для врача самая ценная?

– Из уст ребенка, конечно! Трогательно, когда поправившийся малыш уходит из нашего отделения со словами: «Когда вырасту, то сам стану доктором». Это дорогого стоит! Мы ему настолько понравились.

— К вам часто привозят детей с очень тяжелыми патологиями.

– Ко мне как к заведующей поступают все самые тяжелые дети, в том числе реанимационные. К сожалению, не всегда получается спасти маленькую жизнь, ведь мы не боги. И мыслей «я спасла» не бывает, это мы постарались всей командой, всем отделением.

— Как складывается ваш рабочий день?

– Он начинается в половину восьмого утра, а заканчивается в половину четвертого вечера. Но это не значит, что я свободна, ухожу домой только в районе 7 часов. Я до сих пор дежурю наравне с другими врачами, это принципиальный момент. Если заведующая не будет дежурить, то она потеряет весь свой авторитет у сотрудников.

Прихожу, смотрю вновь поступивших, оцениваю общий порядок в отделении и оформление документации. Планерка, обход, реанимация, консультации… Есть и какие-то нерядовые мероприятия, служебные разборы, внутренние конференции. Бывают и авралы в приемном покое, ведь мы смотрим всех поступающих в больницу детей. Я должна быть в курсе всего: какое внимание необходимо уделить тому или иному ребенку, какое обследование и лечение назначить.

— Среди всех этих забот вы находите еще время, чтобы подучиться? Ведь врачебная профессия предполагает непрерывное обучение…

– Обязательное условие в нашей профессии. Если не совершенствоваться сейчас, во времена Интернета, новых технологий, просто не сможешь работать, выпадешь из обоймы.

— Какие факторы, по вашему мнению, оказывают влияние на здоровье детей, и всегда ли для обеспечения здорового детства нужно много денег?

– Деньги играют свою роль, но сказать, что это главное в состоянии здоровья детей, не могу. Главное – здоровый образ жизни, который от нас, врачей, зависит в очень небольшой степени. На сегодняшний день обязательным условием должно стать планирование ребенка, предварительное обследование будущих родителей. Залог здоровья ребенка — непьющие и некурящие родители, характер их питания. На здоровье влияют полноценный детский отдых, закаливание, отношения в семье.

Хочу напомнить родителям, что прививки тоже никто не отменял, это единственный способ защитить ребенка от страшных инфекций. Хочется развенчать миф про осложнения после прививок. Такое осложнение может быть одно на сто тысяч, но если не вакцинировать детей, то печальных случаев будет гораздо больше. А для того, чтобы люди к нам прислушались, необходимо заслужить их доверие своей работой.

Материал подготовлен в рамках проекта Тюменского регионального медицинского общества и интернет-газеты Вслух.ру »Работа как жизнь»