Сейчас много говорят о том, что каждый обязан сам нести ответственность за свое здоровье. Это означает — вовремя проходить профилактические осмотры, специализированные скрининги, благо в нашем регионе существует возможность бесплатного обследования. Главный врач Тюменского областного Консультативно-диагностического центра, профессор, председатель правления некоммерческого партнерства «Тюменское региональное медицинское общество» Евгений Чесноков рассказал о программах, которые реализуются в центре, и коснулся роли общественного договора в регулировании отношений «врач – пациент».
— Одним из заметных мероприятий минувшего года, проходивших на базе вашего центра, стала акция «Проверь себя». Тюменцам было предложено бесплатно сдать простые анализы, чтобы проверить состояние печени. Охотно ли люди пользовались такой возможностью?
-Инициатором акции стала столичная фармацевтическая компания. Ей требовалось 10 тысяч человек: половину составили москвичи, половину — жители регионов. Мы планировали провести все исследования на базе нашего центра, но для сдачи анализов была выбрана независимая лаборатория. Обследование прошла тысяча человек. Мы ожидали, что примерно у 30 процентов будут найдены какие-либо изменения биохимических показателей крови. Но из тысячи таких оказалось всего 125. Из них к нам за помощью обратились всего человек 20. Сложилось впечатление, что остальным было все равно. Думаю, если бы акция была организована иначе, обследование прошли бы вполне здоровые люди, желающие в своем здоровье удостовериться.
Результаты по Москве – 30 процентов обследованных с нарушениями. Уверен, что у нас процент мог бы быть еще больше. Специфика Тюменской области в том, что население региона достаточно молодо, подвержено злоупотреблению алкоголем и психотропными препаратами, что влияет на печень. В регионе существует и краевая патология – описторхоз.
— Кроме того, нельзя забывать и о гепатитах, не так ли?
— Конечно, гепатиты широко распространены во всей стране. Принято считать, что самый распространенный — это вирус гепатита С. Преобладает его первый генотип, вызванный непсихотропным влиянием на печень. За пять лет наш областной регистр больных гепатитом вырос до 23 тысяч человек, и большинство пациентов имеют третий генотип, характерный для наркозависимых и легко поддающийся лечению. Но, по идее, преобладать третий генопит не должен, так как не дает клинических проявлений! А у нас он выявляется благодаря скриниговому исследованию. Надо сказать, что нигде в России нет такого активного выявления гепатита, как в Тюменской области.
— Будет ли акция «Проверь себя» продолжена в Тюмени?
— Со стороны организаторов речи об этом не было. Но мы намерены провести что-то подобное у себя. При правильной организации это будет эффективно и не очень дорого. Панель исследования будет состоять из 10 показателей. И нам бы хотелось обследовать не тысячу человек, а десять тысяч.
— Знаю, что в минувшем году жители области имели возможность проверить состояние желудочно-кишечного тракта в рамках профилактического скринингового обследования. Насколько эффективным оказалось это начинание?
— Подобный опыт массового обследования на заболевания желудочно-кишечного тракта в Тюменской области прошел впервые. Нам дали возможность обследовать 10 тысяч человек. Целевой группой стали пациенты с предрасположенностью к заболеваниям ЖКТ и люди, имеющие родственников с любыми формами рака. Каждый день в течение полугода мы принимали по 120–130 человек. Скрининг выявил грустную закономерность: при исследовании верхних отделов ЖКТ здоровыми оказались всего 14 человек. У остальных — гастриты, папиллиты, рефлюксы, забросы. Что касается нижнего отдела ЖКТ — негативные изменения присутствовали у 9 из 10 обследованных.
За эти полгода практически каждый день мы выявляли один ранний рак. 180 дней — 180 онкозаболеваний. Это значит, что 180 человек имеют реальную возможность выжить.
— Скрининг показал себя чрезвычайно результативным, продолжите ли его в наступившем году?
— Конечно. В этом году планируем обследовать уже не 10 тысяч, а 20 тысяч человек. Мы также берем на себя пациентов из Исетского, Тюменского, Заводоуковского и Ялуторовского районов. Приехавший на обследование в один день может пройти процедуру, получить консультацию и уехать обратно. При этом направление врача необязательно. И даже если пациент приехал из Абатского или Тобольского района, мы с радостью его примем — мы не делим людей по территориальному принципу.
— У вас могут пройти обследование только взрослые? Или дети тоже?
— Наше оборудование позволяет проводить эндоскопии даже самым маленьким детям. Убежден, что гастроэнтерологический центр не должен быть ориентирован лишь на взрослых. Здесь же должна находиться вся детская гастроэнтерология, у нас для этого есть все условия.
— В вашем центре существует масса возможностей для профилактики серьезных заболеваний. Но, как вы считаете, все ли пациенты готовы признать свою ответственность за собственное здоровье?
— Профилактика — это то, что каждый из нас должен сделать для себя. Организм у человека очень сильный, он может компенсировать многое, но когда устает, то сразу же ломается.
Считаю, что система ответственности должна быть построена хотя бы по немецкому образцу: человек должен раз в год проходить определенный комплекс обследований. Если нет — тебя допустят к работе, но в случае болезни страховая компания увеличивает взнос за твое медобслуживание на 10 процентов. На следующий год — на 20 процентов. Человек становится неудобным для работодателя, и ему начинают урезать зарплату в счет медвзносов.
— Соглашение о профилактике — один из пунктов общественного договора между врачами и пациентами, который активно обсуждается в Тюменской области. На ваш взгляд, какие моменты нуждаются в том, чтобы их прописали?
— Я бы назвал эту идею продвинутой и очень современной. В документе должны быть прописаны правила «игры» для всех, кого он касается. В большинстве случаев существуют виновный — медработник и обиженный — пациент. Но почему-то с другой стороны эта ситуация не рассматривается. А между тем бывают очень специфические пациенты, например, люди с психическими заболеваниями. Они тоже страдают язвенной болезнью, и мы обязаны их лечить. Но как поступать, когда такие пациенты кидают во врачей стулья? Считаю, что врачи должны быть защищены.
Этический кодекс врачей прописан, но я не нашел нигде условий, при которых врач может не принять пациента, исключая случаи, описывающие наркотическое опьянение. Хотя бывают нестандартные ситуации, когда нужно учитывать межличностные отношения. От этого зависит качество предоставляемых медуслуг.
— С 1 января вступили в силу новые правила предоставления платных услуг. Как это скажется на пациентах и их праве на получение медпомощи?
— Новые правила предоставления платных медицинских услуг фактически узаконивают имеющийся порядок разграничения порядка предоставления бесплатной помощи и платных услуг. Любая ситуация, угрожающая жизни, должна обслуживаться бесплатно. А вот применение лекарственных препаратов и процедур, не входящих в «стандарт» – перечень жизненно необходимых и важнейших, оплачивается пациентом.
Вопросы стандартизации медицинской деятельности неоднократно поднимались на уровне Национальной медицинской палаты. Ведь нельзя вылечить двух разных людей с одним диагнозом, используя один и тот же медицинский стандарт. Считаю, что протоколы и методические рекомендации для врачей должны соответствовать принципам доказательной медицины.
— То есть стандартные услуги оплачиваются страховыми компаниями, а все, что сверх — оплачивается из кармана пациента? Не приведет ли это к росту платных услуг в ущерб бесплатным?
— Такая опасность определенно существует. Именно поэтому людям стоит в первую очередь позаботиться о себе, вспомнить о здоровом образе жизни и профилактике.