Представленный Минтрудом проект профессиональных стандартов для фармацевтов, провизоров и руководителей аптечных организаций вызвал настоящий вал негативных откликов в фармацевтическом сообществе. Мнения специалистов сводятся к тому, что документ был составлен без учета существующей практики работы в аптеках, потому содержит множество недочетов, которые либо исключают применение профстандартов в силу разных причин, либо просто вызывают недоуменную улыбку
Стандарты, разработанные Российской академией народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ по заказу Минтруда, определяют трудовые навыки, которыми обязаны владеть специалист среднего уровня квалификации в области фармации, специалист в области фармации и специалист в области организации фармацевтической деятельности. Согласно пояснительной записке к документу, в обсуждении проекта в рамках «круглых столов» приняли участие более сотни специалистов. Однако эксперты, опрошенные «ФВ», считают: документ нуждается в принципиальной переработке и более широком обсуждении, в нынешнем виде принимать его просто недопустимо.
Мечта об идеальном фармацевте
Пожалуй, единственным разумным нововведением эксперты посчитали тот факт, что авторы документа отнесли аптеки к социальным учреждениям. В остальном же проект профстандартов вызвал массу вопросов и нареканий. Особенно досталось той части документа, где описаны обязанности младшего и старшего фармацевта. Так, например, специалисты с недоумением отнеслись к пункту «Разработка, испытание, регистрация лекарственных средств». Неужели предполагается, что фармацевт должен разработать новую фармакологически активную молекулу, провести клинические испытания и закончить все регистрации в Минздраве нового лекарственного препарата с внесением его в Государственный реестр, спрашивает исполнительный директор некоммерческого партнерства содействия развитию аптечной отрасли «Аптечная гильдия» Елена Неволина.
Еще одна интересная функция приписывается специалистам среднего звена: «Оптимизация существующих лекарственных препаратов на основе современных технологий, биофармацевтических исследований и методов контроля в соответствии с международной системой требований и стандартов». При этом в тексте можно обнаружить не менее любопытный и жизненно необходимый навык этого профессионала: «информирование потребителей о правилах сбора, сушки и хранения лекарственного растительного сырья».
Дальше — больше. В проекте приказа Минтруда указано: фармацевт должен применять «простейшие методы внутриаптечного контроля». Из текста документа следует, что этот специалист должен «проводить обязательные виды внутриаптечного контроля», «анализ лекарственных средств с помощью химических, биологических и физико-химических методов в соответствии с требованиями Государственной фармакопеи», «все виды внутриаптечного контроля и фармацевтического анализа». Мало того, ему вменяется в обязанность «интерпретировать и оценивать результаты анализа лекарственных средств».
При всем уважении к уровню квалификации фармацевтов специалисты сомневаются, что провизор, который обладает даже специализацией технолога и владеет аналитическими методами, может применить их на практике, поскольку аптеки сегодня не могут позволить себе приобрести приборы, материалы и оборудование для соответствующего анализа, рассказал «ФВ» исполнительный директор Ассоциации аптечных учреждений «СоюзФарма» Дмитрий Целоусов. «И дело не только в аптеках. Сейчас в стране крайне мало сертифицированных, аккредитованных лабораторий с надлежащим оборудованием и материалами, которые могут заниматься анализом качества препаратов. Если у покупателя возникнут сомнения по качеству приобретаемого лекарства, аптечная организация даже не сможет ему посоветовать, куда обратиться, чтобы сделать анализ», — пояснил он.
Aut director aut nihil
Вообще проблема смешения функций и трудовых прав фармацевтов и провизоров в последнее время вызывает немало вопросов у представителей профессионального сообщества. По их мнению, проект профстандартов не только не вносит ясность в эту тему, а наоборот запутывает ее еще сильнее.
К примеру, фармацевт, имеющий определенный стаж работы в аптеке, теоретически может стать ее директором. Это право он получает благодаря положению о лицензировании, утвержденному постановлением правительства. В то же время директору аптеки не так-то просто встать при необходимости за прилавок. Сертификат специалиста по управлению и экономике фармации, который выдается выпускнику фармвуза и интернатуры и позволяет стать руководителем аптеки, не дает права работать на менее высоких должностях. «Доходит до абсурда: заставляют проходить переквалификацию директора аптеки, который на время болезни или отпуска замещает первостольника, потому что у него нет соответствующего сертификата по фармацевтическим технологиям. Я считаю, это глупость», — рассказала «ФВ» Елена Неволина.
На сегодняшний день для фармацевтической отрасли Минздравом утверждены три специальности: «Управление и экономика фармации» — позволяет руководить аптечной организацией; «Фармацевтическая технология» — дает право работать за первым столом, принимать товар и обслуживать мелкооптовых покупателей; «Фармацевтическая химия и фармакогнозия» — позволяет проводить анализ изготовленных в аптеке лекарственных средств. Востребованность последнего сертификата сегодня невелика, поскольку аптек с производственным отделом по всей России осталось лишь около 3%, отмечает эксперт. Кроме того, существует разработанная Минздравом номенклатура должностей. К руководящим работникам относятся заведующий или директор аптеки, его заместитель, заведующий структурными подразделениями (их заместителей в номенклатуре должностей нет).
Нередко случается так, что специалист по управлению и экономике фармации приходит в аптеку, а там должности заведующего, его заместителя, заведующего структурными подразделениями аптеки заняты. Аптека, нуждающаяся в провизоре, не может взять этого выпускника на данную должность, потому что это будет расценено как нарушение при административной проверке соблюдения лицензионных требований и условий. «Такое особенно часто случается среди провизоров — жен военнослужащих, которые переезжают вслед за мужем. Женщина хочет устроиться на работу по новому месту жительства, имеет сертификат специалиста (действующий) «Управление и экономика фармации». Она приходит в аптеку, а там все руководящие должности заняты. Будущий работодатель вынужден отправлять ее на курсы переучиваться на специальность «Фармацевтическая технология». Грубо говоря, соискатель должен понизить квалификацию до уровня продавца», — рассказала Елена Неволина.
Если бы Минздрав привел квалификационный справочник в соответствие с положением о лицензировании фармацевтической деятельности, все утвержденные специальности были бы выстроены по иерархии, полагает эксперт. По ее мнению, в существующем виде профстандарты усилят путаницу в нормативных документах.
«Мы надеялись, что стандарт по профессии специалист в области организации фармацевтической деятельности даст основания считать эту специальность наивысшим уровнем квалификации, с которой кандидата примут на любую должность в аптеке. А то, что написали разработчики, обязывает любого фармацевта уметь рассчитывать экономические показатели финансовой деятельности аптеки, организовывать работу структурных подразделений», — отметила глава «Аптечной гильдии».
«Авторы не работали в аптеке»
Представители профессионального сообщества, к которым «ФВ» обратился за комментариями, были единодушны во мнении: проект профессиональных стандартов был разработан людьми, не имеющими специальной подготовки и не знакомыми с особенностями профессии. «Они попытались сделать компиляцию из разных документов типа образовательных стандартов, и получился документ, который не соответствует своему назначению и вряд ли кем-то будет учитываться», — заявила Елена Неволина.
У Дмитрия Целоусова возникло ощущение, будто авторы проекта не понимают, что такое на самом деле аптека. «Документ противоречит действующим правовым актам и не отражает специфики фармацевтического дела, которому обучают в отечественных вузах. Профстандарты оторваны от программ подготовки специалистов, не отражают их реальные функции. Достаточно много неясных моментов, которые создают общее впечатление, что документ «сырой», — отметил он.
Аналогичную точку зрения выразили и члены Нижегородской ассоциации фармацевтов в своем отзыве на проект профстандартов, который они направили в Минтруда. «Складывается впечатление, что к разработке профессиональных стандартов не привлекались провизоры, или те, кто участвовал, не имеют опыта работы в практической фармации. У нас это вызывает глубочайшее сожаление», — подчеркнула председатель Нижегородской ассоциации фармацевтов, декан фармфакультета НижГМА Светлана Кононова.
Проблема с разработкой профстандатров кажется искусственной, ведь за последнюю сотню лет фармацевтическая практика уже вполне устоялась, и каждая из функций работников аптеки выкристаллизована, отметил Дмитрий Целоусов. По его словам, меняются формы документооборота, но по сути не происходит ничего нового. Прежними остались функции фармацевтической помощи, приемки и хранения товара, ежедневные стандартные операционные процедуры.
Эксперты единодушно предлагают вернуть документ авторам на переработку, после чего устроить его повторное широкое обсуждение.
Источник: РИА АМИ