Социальная система в процессе своего развития достигает такой степени совершенства, когда исчерпывает свои возможности экономического, финансового и интеллектуального потенциала.
Оценка мирового опыта управлением здравоохранением дает возможность разработать и оценить эффективность в показателях социально- экономического развития, усовершенствования последипломной подготовки. Система подготовки врача- специалиста в Германии имеет многовековые традиции. Она доказала себя как эффективная, экономическая и качественная. На основании законов Германии о врачебных специальностях, управление здравоохранением и последипломная подготовка врачей возложена на врачебное самоуправление- Врачебные палаты
С организационной точки зрения основными механизмами управления здравоохранением являются: Стандарты, Протоколы, Руководства научных обществ, основанные на Evedenz Basede Medicine (EBM)- Медицины основанной на доказательствах, Рекомендации по ведению больных и Управлению качеством медицинской помощью.Стандартизация медицинской деятельности по ИСО International Organization for Standardization (ISO) 9001. Задачей и целью стандартизации –(International Organization for Standardization являются:объективная оценка и сравнение медицинской помощи, экономических затрат с другими ЛПУ, оценка структуры, результативности работы ЛПУ, разработка и утверждение медико-экономических стандартов и квалификационных показателей контроля качества медицинской помощи, внутриведомственный контроль за экономической деятельностью ЛПУ, в соответствии с потребностями населения.
Стандарты являются приказом к действию при административно- командной форме здравоохранения и не учитывают дефициты медицинского обеспечения, лишают лечащего врача принятия собственных решений, основанных на опыте и знаниях и собственной ответственности.Больной не является клиентом, врач не продавец товара, а медицинская помощь нетовар.Из-за выше сказанных аргументов в здравоохранении Германии стандарты применяются только к медицинской технике и частично к управлению здравоохранением. Руководства.по лечению больных разрабатываются научными обществами, для сравнительного контроля и качества лечения профильных больных, контроля качества лечения и повышения профессионального уровня врачей.Руководства разрабатываются коллективом ученых на основе конзенса с другими заинтерессованными организациями и ведомствами и обязательны для применения при лечении больных определенной нозоологической группы.
3 степени концепта разработки руководств рабочих групп Немецких научно- практических обществ.
1 ступень
Группа экспертовS1 Образуется группа экспертов по теме, состоящая из научных членов медицинских обществ, разрабатывает на основе конезенса. Руководство, которое подается на рассмотрение и утверждение научного общества.
2 ступень
Формальное требование к конезенсуS2 Принятое руководство 1-й степени рассматривается принятыми методами конзенса (метод Дельфи, групповой процесс и конференции).Они содержат дискуссии основанные на EBM.
3 ступень
Полноценно разработанный процессS3 Формальный процес конзенса дополняется следующими элементами систематики: логический анализ (клинические алгоритмы) EBMА-нализ решений, Outcome-анализ результата
Рекомендации научных обществ основанные на медицине доказательств (ЕБМEvedenz Basede Medicine). В современных условиях для развития науки ведущее значение имеет международный обмен опытом. Доказательная медицина, поставила своей задачей изучить и обобщить мировой опыт лечения и результаты клинических исследований для их использования специалистами разных стран мира.Одной из форм последипломного неприрывного обучения врачей и явлются рекомендации национальных и интернациональных научных обществ.
Опредяляют 4 степени доказательств:
A. Высокая достоверность.
Информация основана на систематических обзорах литературы и поиска данных из всех опубликованных клинических испытаний, критической оценки их качества и обобщения методом метаанализа.
B. Умеренная достоверность. Основана на результатах нескольких независимых рандомизированных, контролируемых клинических исследований.
C. Ограниченная достоверность. Основана на результатах одного клинического исследования, не удовлетворяющего критериям качества, без рандомизации.
D. Неопределенная достоверность — утверждение основанное на мнении экспертов, при этом клинические исследования отсутствуют. Протоколы по лечению больных разрабатываются профильными научными обществами совместно с врачебной палатой для улучшения работы, сравнительного контроля и качества лечения больных в различных клиниках ( например неонатологии для уменьшения смертности новорожденных).
Новое время — новые требования. В повседневную практику врача приходят новые высокие технологии, требующие для их эффективного использования новых знаний и навыков, арсенал лекарственных средств исчесляется тысячами. Поток медицинской информации напоминает лавину. В настоящее время число издаваемых медицинских журналов достигает около 2000. Компьютер и интернет в руках врача стали необходимыми инструментами в повседневной практике.Медицинский мир повседневно использует язык и принцы доказательной медицины. В этих условия работы становиться очевидным, что современному врачу уже недостаточно знаний усвоенных на студенческой скамье, знаний полученных в ординатуре или аспирантуре. Появлятся необходимость не просто новые знаниях, а знания в новых технологиях.
Подготовка врача болжна быть непрерывной и соответствовать запросам здравоохранения. Сегодня мировое научное сообщество предложило новые, эффективные методы обучения. В настоящее время общество интересуют не только часы и время, но идоступные для всех, преобретенные профессиональные навыки и знания, которые должны быть качественными, разносторонними, основанные на современных технологиях непрерывного обучения , активными в применении и соответствующими нуждами здравоохранения Боллонская декларация. В июне 1997 года в итальянском городе Боллонье была подписана декларация, названная впоследствии Боллонской. Она предусматривает создание к 2010 году гармонизированного общеевропейского образовательного пространства. В 2009 году на конференции министров высшего образования европейских стран в Берлине, Россия присоединении России к Боллонской декларации.
Болонская декларация предусматривает решение нескольких задач:
•Формирование системы зачетных единиц (кредитов)
•Создание единной системы, контролирующей качество образования.
•Введение единного общеевропейского приложения к диплому
•Создание условий для свободного обмена студентов и специалистов
•Возможность перехода на двухступенчатую модель обучения в вузах, бакалавр- магистр.
Последипломная подготовка врача- специалиста в Германии на примере врача- терапевта со специализацией в пульмонологии. Цель последипломной подготовки- получить знания и опыт для дальнейшей практической работы как врач- специалист в стационаре и поликлинике. Последипломная подготовка врача-пульмонолога начинается после получения диплома о высшем медицинском образовании и проходит в ординатуре на рабочем месте. Последипломная подготовка врача в Германии основана на V Законе о врачебных профессиях находиться в введении Земельных врачебных палат. Последипломное обучение проводится под руководством врача –специалиста, проработавшего по специальности не менее 5 лет и получившего лицензию Земельной врачебной палаты на обучение врачей. Время последипломного образования (внутренние болезни со специализацией в пульмонологии- 72 месяца в одной из больниц, в соответствии с 5 раздел 1, из них 36 месяцев в стационаре внутренних болезней и 36 месяцев дальнейшее обучение в больнице основного профиля пульмонология, при этом 6 месяцев в отделении интенсивной терапии. Требования и цели к последипломному образованию врача- пульмонолога. Необходимо приобрести знания во всех разделах пульмонологии, включая: диагностику и лечение заболеваний всей дыхательной системы и средостенья и плевро- пульмональных манифестаций. Cоциальная и врачебно- трудовая экспертиза дыхательных путей. Основы диагностики и лечения расстройств дыхания во время сна. Воспалительные заболевания дыхательных путей, включая туберкулез. Проведение, контроль, хемо- и иммуномодулирующей терапия рака легких. Интердисциплинарные показания для хирургического лечения рака легких. Функциональная диагностика внешнего дыхания и бодиплетизмография. Спиро- эргометрия. Исследование легочного кровообращения, включая катетеризацию правого желудочка. Показание и проведение гибкой и жесткой бронхоскопии и БАЛ. Кислородотерапия и ИВЛ. Обучение больного.
После успешного завершения последипломного образования, Земельная врачебная палата назначает для проведения экзамена экзаменационную комиссию в составе 3 человек, из которых два должны обладать стажем работы врача- пульмонолога не менее 5 лет. После успешной сдачи экзамена врачу выдается сертификат врача специалиста- пульмонолога. Формы непрерывного медицинского и непрерывного профессионального образования врача после получения сертификата врача-специалиста (СМЕ)
Система накопительных кредитов (баллов). Дистанционное обучение Мультимедийные интерактивные средства
Ситема накопительных кредитов (баллов):
Категория А –Доклады и дискусии 1 балл, максимум 8 баллов в день
Категория B- Многодневные конгрессы в стране и за рубежом 6 баллов в день
Категория С- Подготовка врача в группе, стажировка до 2 баллов в день
Категория D- Подготовка врача методами телемедицины от 1 до 2 баллов за тему обучения.
Категория Е- Самостоятельное обучение, работа с литературой – максимально 50 баллов за 5 лет обучения
Категория F- Научные публикации в журналах и доклады дополнительно 1 балл к участию в конференции, конгрессе
Категоря G- Стажировка-в больнице 1 балл в час, максимально 8 баллов в день
Всего за период 5 летего неприрывного образования необходимо набрать не менее 250 баллов
Использованная литература:
1.Вялков А. И. Проблемы и перспективы развития системы стандартизации в здравоохранении РФ.-2000 №2- с. 5-10
2.Резников Д.-А.Организация медицинской помощи в Германии. Принципы и основы страховой медицины. Вестник современной клинической медицины Том 3 выпуск 2 стр 66; 2010
3.Резников Д.-А. Социальная система здравоохранения в Германии- Медицинская картотека 6 2007 стр. 9
4.Ollenschlger und at Leitlinien in der Medizin Internist 2001 42; 473-83
5.Ttigkeitsbericht der Bundesrztekammer 2010 S. 49-70
6.Lauterbach-Gesundheitskonomie 2 Auflage
Полную версию статьи можно прочитать на сайте Национальной медицинской палата http://www.nacmedpalata.ru/