Минздраву предложат рассмотреть возможность возвращения в штатное расписание бригад скорой медицинской помощи санитаров. Сейчас из-за фактической ликвидации данной позиции некому переносить пациентов, как правило, это делается силами случайных людей.
Общественный совет при Минздраве подготовит для ведомства рекомендации о возвращении в нормативно-правовые акты, регламентирующие оказание скорой и специализированной медицинской помощи, санитаров. Об этом «МВ» сообщила заместитель председателя совета, вице-президент Национальной медицинской палаты Наталья Аксенова. «Мы уже поднимали этот вопрос в прошлом составе Общественного совета, но так и не довели его до логического завершения», – рассказала она.
Согласно приказу Минздрава № 388н о порядке оказания скорой, в том числе скорой специализированной медицинской помощи, где прописан кадровый состав бригад, медорганизация обязана обеспечить наличие санитаров только в специализированных психиатрических бригадах. Для остальных видов бригад – общепрофильных врачебных и фельдшерских, специализированных реанимационных и педиатрических – обязанности иметь в составе санитаров нет.
Госпитализация по скорой помощи составляет до 30%, то есть из трех вызовов один требует санитарной эвакуации, сообщил «МВ» заместитель председателя ЦК профсоюза работников здравоохранения России Михаил Андрочников. Он рассказал, что после упразднения ставок санитаров на какое-то время их функции переложили на водителей за соответствующие доплаты и даже ввели в номенклатуру специальностей отдельную должность «водитель-санитар». «Но поскольку у большинства водителей имеются профессиональные заболевания опорно-двигательного аппарата, при которых нельзя поднимать тяжести, многие отказываются носить носилки», – сообщил Андрочников.
По его словам, это чисто российская проблема, так как в большинстве стран мира в экстренных службах парамедиками работают в основном мужчины. Впрочем, наличие в бригаде одного санитара проблему не решит, так как переносить носилки должны двое. При этом на скорой большой процент бригад не укомплектованы даже медработниками.
«Зная наши реалии, я не верю, что будет введена отдельная должность для работников-санитаров, хотя мы, конечно, как профсоюз поддерживаем это. То есть даже прямая норма в приказе № 388н еще не означает его автоматического исполнения при отсутствии должного объема финансирования», – заявил «МВ» сопредседатель профсоюза медработников «Действие» Андрей Коновал.
Он отметил, что профсоюз планировал включить требование о введении отдельной должности санитара в реанимационных бригадах с возможностью ее совмещения или водителем, или фельдшером, или медбратом в манифест протестной кампании работников скорой помощи, которую планировали провести весной, но отложили из-за коронавируса. ««Это более реалистичный вариант, так как совмещение позволяет не нанимать отдельного сотрудника с полной оплатой труда на отдельную ставку, а предполагает только существенную доплату работникам на других должностях», – пояснил Коновал. Однако все упирается в объемы финансирования, которые сейчас существенно занижены и не обеспечивают даже комплектование бригад уже предусмотренным федеральными нормами составом медработников фельдшеров и врачей. Таким образом, если санитарские должности не будут финансово обеспечены, «это все точно также не будет соблюдаться», — полагает Коновал.
Как сообщил Андрочников, в предыдущие пять лет из медицинских организаций по соображениям экономии (чтобы не повышать зарплаты младшему медперсоналу в рамках майских указов президента) было уволено 400 тыс. санитарок и санитаров. Большая часть переведены в уборщики служебных помещений. Точных данных, сколько из них работали в системе скорой помощи, у профсоюза нет.
По данным Росстата на III квартал 2019 года, в государственных и муниципальных учреждениях работали 266 тыс. человек младшего медперсонала, год назад в аналогичном документе их значилось 292 тыс. Такие цифры приводили в прошлом году «Известия» на основе анализа материалов Росстата. В среднем младшего медперсонала стало меньше на 9%, но в отдельных регионах сокращение гораздо ощутимее: в Ярославской области оно составило 48%, в Амурской – 32%, Чукотском автономном округе – 31%.
Источник: medvestnik.ru