С января 2014 года должен вступить в силу Приказ №388н «Об утверждении порядка оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи», который определяет новые правила работы этих служб. Однако, по мнению экспертов Национальной медицинской палаты, на сегодняшний день Приказ является недоработанным, а специалисты служб скорой помощи различных уровней высказывают практические замечания.
Национальная медицинская палата призывает реализовать положения Приказа в 2014 году на примере пилотных регионов, а затем, после апробации, внести необходимые изменения в приказ и только с 2015 года сделать его обязательным для исполнения на всех уровнях организации оказания скорой помощи.
Алексей Бойков, председатель правления Некоммерческого партнёрства «Ассоциация руководителей скорой медицинской помощи» (г. Санкт-Петербург) отмечает, что цель нового приказа заключается в логичной оптимизации процесса оказания скорой медицинской помощи пациентам, однако, существующие юридические неопределённости в Приказе ставят «под удар» в первую очередь сотрудников и руководителей служб скорой помощи различных уровней.
«Цель приказа – сделать организацию оказания экстренной и неотложной медицинской помощи более упорядоченной и менее затратной. Во главу угла ставится оказание скорой медицинской помощи в экстренной форме, а во вторую очередь – в неотложной форме. Такая модель используется во многих странах мира. У нас в советское время в силу разных причин врач по любому случаю выезжал к пациенту. Теперь, с целью экономии средств, предполагается, что сам пациент в определённых случаях будет самостоятельно приезжать к врачу, в стационар, если ситуация не является экстренной».
Однако основная угроза для работы врачей – это отсутствие четкого указания в документе на то, какие случаи представляют угрозу для жизни пациента, а какие нет. «Такая ситуация позволяет сделать виноватыми как главных врачей, так и рядовых сотрудников бригад скорой помощи. В каком случае нужно рекомендовать обратиться пациенту к участковому врачу? Что такое «явные признаки угрозы жизни» и как их определить по телефону? Эти критерии в Приказе не определены. Непонятно также, кто полномочен принимать такое решение, кто несет ответственность за выезд бригады скорой или неотложной помощи», – подчеркивает А. Бойков. Все это делает сотрудников скорой помощи уязвимыми, создает прецеденты для их обвинений как со стороны пациентов, так и представителей страховых компаний.
Также важным замечанием к Приказу №388н со стороны экспертов Национальной медицинской палаты являются вопросы оснащения бригад скорой помощи. По их мнению, указанный перечень оборудования должен носить функциональный характер, не быть привязанным к конкретным аппаратам.
«Конечно, надо стремиться к тому, чтобы оснащение бригад скорой помощи соответствовало самому последнему слову техники и мировому уровню, однако излишняя детализация оборудования, которое включено в стандарт оснащения автомобилей скорой помощи, требует высоких затрат. В то же время существуют другие аппараты, которые дешевле и позволяют выполнять те же самые функции. Более того, часть весьма дорогостоящих аппаратов нельзя назвать необходимыми для использования на догоспильном этапе. Они могут быть только рекомендуемыми, так как использование их требует серьезной дополнительной подготовки персонала, и не всегда оправдано, особенно в городах, с учетом дефицита времени и близости стационаров», – говорит руководитель «Ассоциации руководителей скорой медицинской помощи».
Таким образом, Национальная медицинская палата предлагает определить в Приказе функции необходимого оборудования, а уже сам выбор приборов оставить за станциями скорой помощи.
Штатная комплектация самих бригад скорой помощи – еще одно направление Приказа, которое требует доработки. По мнению экспертов, представляющих интересы служб скорой помощи, в условиях кадрового дефицита сокращение ставок санитаров представляется нецелесообразным. «Работать санитарами – это была единственная возможность для студентов получить практику; будущие специалисты хотят как можно раньше научиться оказывать помощь заболевшим и спасать пострадавших, а для учреждений – это серьёзный кадровый резерв», – отмечают эксперты Палаты.
Учитывая дефицит кадров и разные возможности регионов, необходимо прописанные в Порядке составы бригад сделать рекомендуемыми и передать полномочия по формированию перечня и состава бригад субъектам РФ с учетом региональных особенностей.
Исключение из перечня учреждений, куда доставляется больной, тех, в которых отсутствуют специальные отделения скорой помощи, снижает доступность ее оказания. «Нужно везти пациента только в больницу, где есть специальное отделение скорой медицинской помощи. При этом расстояние не имеет значения, хотя рядом и может быть больница, в которой имеется необходимое оснащение и персонал для оказания помощи пациенту, но нет специального отделения. В таком случае оказание скорой медицинской помощи не является корректным», – отмечают эксперты. Также не до конца понятны основания исключения из перечня специализированных бригад целого ряда исторически сформированных и востребованных бригад СМП: в новом Порядке нет кардиологических, неврологических и других.
Эксперты Палаты также указывают на существующие разночтения этого приказа с другими действующими документами и просят привести в соответствие нормативную базу, регламентирующую оказание скорой медицинской помощи.
Алексей Бойков заключает, что есть опасения, связанные с невозможностью выполнения всех требований положений Приказа с 1 января 2014 года. Главные врачи уже сейчас вынуждены предпринимать неимоверные усилия для обеспечения качества и доступности медицинской помощи в непростых условиях подготовки к внедрению Приказа. Также он указывает и на то, что реалии, вводимые новым Порядком, расходятся с ожиданиями пациентов, которые привыкли получать квалифицированную медицинскую помощь на дому по первому требованию и по любому, порой даже незначительному, поводу. Это требует дополнительных информационно-разъяснительных усилий со стороны организаторов здравоохранения.
Эксперты Палаты напоминают, что скорая медицинская помощь только недавно вошла в систему ОМС, поэтому многие организационно-финансовые вопросы еще не решены до конца. Приказ необходимо дорабатывать, а пока необходимо провести рабочее совещание представителей Министерства здравоохранения РФ с главными врачами скорой помощи всех уровней для того, чтобы определить «болевые точки».
В любом случае Национальная медицинская палата призывает отложить вступление в законную силу Приказа и сделать 2014 год переходным периодом для введения нового порядка.
Источник: zdrav.ru