Самвел Папоян, председатель Совета студентов медицинских и фармацевтических вузов при Минздравсоцразвития РФ ответил на вопросы «Медицинского вестника» о последних изменениях и нововведениях в образовательные программы для студентов-медиков.
«МВ»: Внедрение ФГОС третьего поколения в медицинских вузах, вероятно, приведет к упразднению с 2017 года интернатуры для участковых педиатров и терапевтов, а также специалистов общей врачебной практики и общей стоматологии. Как вы считаете, является ли эта инициатива положительным изменением? Станет ли, благодаря ей, больше выпускников работать по специальности и будут ли они достаточно квалифицированы для этого?
Самвел Папоян: Отмена интернатуры не повлечет за собой увеличения количества выпускников, работающих по специальности. Те, кто учится ради диплома, будут после окончания вуза уходить в другие сферы деятельности. Отмена интернатуры и введение субординатуры на последнем курсе обучения влечет за собой уменьшение часов на теоретических кафедрах, что не может не отразиться на квалификации выпускников. Я считаю, что привлекать специалистов в первичное звено необходимо созданием таких условий, как жилье по себестоимости для молодых врачей, подъемные средства, достойная заработная плата, а не сокращением часов.
«МВ»: Как вы относитесь к последним изменениям требований к специалистам с высшим медицинским и фармацевтическим образованием, внесенным в приказе Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26 декабря 2011 г. N 1644н?
Самвел Папоян: В связи с приказом специалисты «узких» специальностей будут более квалифицированы, так как перед прохождением «узкой» специализации они будут проходить интернатуру и ординатуру более широкого профиля.
«МВ»: Что вы думаете по поводу предложения Дмитрия Медведева отправлять врачей обучаться заграницу? Будет ли от таких командировок реальная польза?
Самвел Папоян: Я считаю, что инициатива отправлять на обучение за границу хорошая, но это должны быть стажировки, а не долгосрочные командировки. Но мы не должны слепо ориентироваться на западную систему медицинского образования, у нас замечательные традиции медицинского образования и медицинские школы. Наши специалисты не уступают в своей квалификации западным, стажировки необходимы только для обучения работе на оборудовании, которое приобретается за рубежом.
Если в России создать все условия для развития науки, прекратится отток умов за границу, отечественные ученые сами способны создать самое современное медицинское оборудование. Тогда и обучение за границей перестанет быть необходимостью.
«МВ»: А как насчет обучения студентов-медиков? Поддерживаете ли вы программу, по которой государство будет оплачивать образование талантливых студентов за рубежом? Насколько она необходима, с одной стороны и реально осуществима, с другой?
Самвел Папоян: Программа обучения талантливой молодежи за рубежом за счет государства будет действенной только в том случае, если будет создан механизм возвращения специалистов в Россию. А вообще, я считаю, что государство должно создать такую систему образования, чтобы у нашей молодежи даже желания не возникало обучаться в другой стране, а наоборот, иностранные студенты приезжали к нам обучаться. У нашего государства есть мощнейший потенциал, который, к сожалению, не используется. Я думаю, в ближайшие годы мы придем к этому.