Прежде чем платить за какую-либо медицинскую услугу, нужно узнать, за что же именно вам предлагают расстаться с деньгами. Вполне возможно, что данный вид медпомощи должен оказываться бесплатно, в рамках обязательного медицинского страхования. Но часто случается, что мы, не раздумывая, соглашаемся на коммерческий вид услуг, даже не зная своих прав.
«Бывает, что медицинские работники не всегда добросовестно разъясняют права пациента, но и сам пациент должен быть внимательным – изучить договор, который необходимо подписать перед тем, как с него возьмут деньги и окажут услугу, – ответила начальник управления обеспечения государственных гарантий оказания медицинской помощи и развития медицинского страхования департамента здравоохранения Тюменской области Ольга Фролова на вопрос, прозвучавший на пресс-конференции «Медицинское страхование – современный подход к предоставлению медицинских услуг».
По словам Ольги Игоревны, в договоре должно быть четко прописано, что медучреждение предоставляет платно, а что бесплатно, за что взимаются деньги. Кроме того, пациент обязательно подписывает документ, соглашаясь таким образом с тем, что его проинформировали обо всех нюансах. Если же сомнения есть, то прежде чем подписывать юридическую бумагу, лучше позвонить в свою страховую компанию на горячую линию и проконсультироваться со специалистами, которые отвечают на звонки круглосуточно.
Права пациентов прописаны в Территориальной программе госгарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, которая разрабатывается каждые три года. Там указаны виды, условия и нормативные объемы оказания медпомощи, права застрахованных, свободное хождение полиса ОМС по территории РФ, выбор страховой медицинской организации и многое другое.
Бесплатно гражданам полагается вся экстренная помощь, первичная медицинская помощь, скорая, услуги специалистов, в том числе и высокотехнологичная помощь. Допускается очередность в 30 дней на отдельные виды исследований – компьютерную, радиологическую томографию и прочее, не более семи дней должны ожидать пациенты первичную плановую медико-санитарную помощь, к специалистам срок ожидания составляет не более десяти дней. Нет очереди для беременных и плановых пациентов, приехавших из районов области.
«При возникновении очереди, к примеру, на радиологические исследования, мы подключаем другие медицинские учреждения», – поясняет Ольга Фролова. Также она подчеркнула, что часто пациенты путают очередность и время наблюдения у специалиста. «Часто мамы с маленькими детьми, наблюдаясь, к примеру, у кардиохирурга, говорят о том, что им установили очередь на операцию только через год. На самом деле этот срок ребенку назначил врач, чтобы маленький пациент смог окрепнуть перед вмешательством. Аналогичные ситуации часто происходят в офтальмологической практике», – рассказывает Ольга Игоревна.
«Территориальная программа госгарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи – это живой документ, который может изменяться, – добавляет заместитель директора по медицинскому страхованию ТФОМС Тюменской области Наталья Путина. – До 1 сентября мы принимаем уведомления от медицинских организаций, пожелавших участвовать в программе страхования. В результате подключилось несколько частных медцентров».
На данный момент на территории Тюменской области всего застрахованs один миллион 380 тысяч граждан, из которых 34 процента – работающие, 66 – не работающие. «Просроченных полисов сейчас нет, действительны все. А с 2014 года начнется плановая выдача электронных полисов. Кроме того, второй год в нашем регионе проводится страхование медицинских работников, – сообщила директор Тюменского филиала страховой группы «АСКО» Алсу Рахманкулова. – Это дает уверенность медицинским учреждениям, поэтому все чаще появляются новые типы медицинских организаций».