Новую систему оплаты труда медработников начнут тестировать в мае в трех регионах
Правительство готовится к внедрению новой системы оплаты труда врачей — к маю планируется передать ее параметры трем регионам для проведения пилота.
Правительство определило параметры реформы оплаты труда бюджетников, сообщила на итоговой коллегии Минтруда вице-премьер Татьяна Голикова, пишет «Коммерсантъ». По ее словам, в мае разработанную методику планируется передать трем регионам, которые станут первыми участниками пилотного проекта по ее внедрению. Тестирование механизма выплат врачам будет проводиться в Якутии, Курганской и Липецкой областях.
Проект по внедрению новой системы оплаты труда в здравоохранении призван сократить значимый разрыв в доходах и обеспечить медработникам адекватные зарплаты. Его планировали начать еще в ноябре 2021 года, но готовившие методическое обоснование ведомства — Минздрав и Минтруд — дважды его переносили, а потом и вовсе отложили на 2025 год. С 1 февраля 2023 года частично выпадающие из-за инфляции доходы медработникам компенсировали с помощью специальных социальных выплат (ССВ).
В конце 2024 года министр здравоохранения Михаил Мурашко призвал не ждать возврата к бюджетной модели при внедрении пилота по зарплатам. По его словам, выстроить эффективную, справедливую и, главное, нацеленную на результат систему можно только с привязкой к эффективности работы врачей. «В одной из недавних поездок в страны СНГ я видел, как расхолаживает бюджетная система. У медицинского персонала просто нет желания внедрять эффективное и современное», — считает глава Минздрава.
При этом только небольшая часть врачей (9,6%) оценивают шансы на реализацию проекта по внедрению новой отраслевой системы оплаты труда как высокие и ожидают быстрого увеличения зарплат, показал опрос «МВ». Многие респонденты были более пессимистичны.
Правительство изменило правила целевого обучения
Правительство скорректировало правило заключения целевых договоров на обучение в медвузах. Теперь студенты могут заключать второй договор с тем же заказчиком при поступлении в ординатуру. Также существенно расширяются права студентов-целевиков.
Кабмин утвердил изменения в правила целевого обучения — правки предлагало Минобрнауки. Постановление Правительства РФ № 447 от 07.04.2025 доступно на «МВ».
Теперь студентам разрешено заключать второй договор о целевом обучении с тем же заказчиком по образовательной программе следующего уровня с освобождением от ответственности за неисполнение обязательства по осуществлению трудовой деятельности по предшествующему договору. В Минобрнауки поясняли, что иногда это имеет «принципиальное значение» при заключении следующего договора на ординатуру после освоения программы специалитета в области здравоохранения.
При этом заказчик может отказать выпускнику, если он остро нуждается в специалистах. То есть без такого одобрения студент продолжит учебу только в том случае, если он по первому договору освобожден от ответственности за неисполнение обязательств.
Появился ряд новых норм, уточняющих порядок информационного взаимодействия между образовательной организацией, гражданином и заказчиком. Основные новеллы касаются более четкого регламента их коммуникации через цифровую платформу «Работа в России», вводятся специальные цифровые идентификаторы заявок о целевом обучении. Заказчики получат возможность ознакомиться с поданными заявками до зачисления на обучение и рассматривать кандидатуры на заключение целевого договора, если их будущая профессиональная деятельность связана с гостайной.
Также прописано, что организации-заказчики обязаны будут размещать сведения о заявках на целевое обучение и о зачислении на обучение в электронном виде, а преимущественным способом заключения договора станет электронный. Как и ранее, абитуриент может поступать на целевое обучение в пределах квоты в соответствии с одной заявкой.
Кроме того, приняты изменения, расширяющие права студентов-целевиков. Теперь выпускникам разрешено сменить регион отработки после окончания обучения. Это будет возможно при вступлении в брак, если в том же субъекте работает супруг-военнослужащий или требующий ухода больной родитель, а также в том случае, если регионы будущей работы молодоженов по договору о целевом обучении не совпадают.
Кроме того, впервые установлены четкие определения правил предоставления мер материального стимулирования — они должны выплачиваться ежемесячно. В случае невыполнения требований к успеваемости размер сокращенных стипендий не может составлять меньше половины от первоначально установленного.
Ранее Минздрав сообщил о создании рабочей группы «Инцидент», которая займется «возвращением целевых студентов, отказавшихся от работы по направлению» в 2024 году. По словам министра здравоохранения Михаила Мурашко, маршрут трудоустройства будут определять индивидуально с каждым выпускником. В случае каких-либо трудностей решение планируется принимать также с учетом конкретного случая.
По данным Минздрава, в 2023 году от обязательной отработки уклонился каждый третий, окончивший ординатуру в медвузе. Из 7253 завершивших обучение выпускников 2006 не исполнили обязательства, сообщал «МВ». Аналогичная статистика есть о завершавших обучение в медицинских вузах по программам специалитета: из 8899 получивших дипломы о высшем образовании не выполнили обязательства 3466 человек. Недавно в Госдуме предложили пересмотреть механизмы распределения госзадания на подготовку медработников, увеличив объем целевого обучения в региональных вузах. Это поможет улучшить дисциплину выпускников в части обязательной отработки после завершения учебы, считают депутаты.
В Госдуме впервые объяснили отсутствие повышенных соцвыплат для медработников скорой помощи
В Госдуме объяснили, почему сотрудники скорой помощи остались без повышенных социальных выплат. Эти средства были целевыми на решение конкретной задачи — снижения дефицита кадров в первичном звене. Именно по этому конкретному вопросу президент принимал решение, объяснил «МВ» глава Комитета по охране здоровья Сергей Леонов.
В Госдуме объяснили, почему сотрудники скорой помощи в малых городах остались без повышенных социальных выплат по 343-му правительственному постановлению. Как рассказал в интервью «МВ» глава Комитета по охране здоровья Сергей Леонов, нужно понимать, что целью этого постановления было решить вопрос с дефицитом кадров по первичному звену. «Президент принял решение именно по этому вопросу. <…> Работников скорой помощи можно понять, поскольку, по сути, они часто тоже оказывают первичную помощь, но статус у них другой. Этих врачей не так много, и было принято решение, что вопрос по их зарплатам лежит на субъектах РФ — это ответственность губернатора конкретного региона», — рассказал он в интервью «МВ» (будет опубликовано в апреле).
«Я понимаю, все хотят президентские выплаты. Но дело в том, что это были целевые средства на решение конкретной задачи. Если был бы вопрос поддержать «скорую», и туда бы были направлены целевые деньги, то тогда первичное звено возмутилось бы: с какой стати нас обделили? Я тоже за то, чтобы «скорая» получала большие зарплаты, да и все врачи. Но в условиях ограниченного количества финансов была госзадача, которая требовала немедленного решения — быстрого и максимального привлечения специалистов в первичное звено. Она и выполняется», — отметил Леонов.
Он также уточнил, что эти доплаты были сделаны временно. «Они все равно не будут постоянными. После введения новой системы оплаты труда в отрасли их, скорее всего, уберут», — пояснил депутат.
В 2023—2024 годы не утихала дискуссия о несправедливом распределении повышенных соцвыплат в сельской местности и малых городах: их получили часть врачей первичного звена, из списка получателей исключили медработников межрайонных больниц, городских больниц малых городов, оказывающих помощь в стационарных условиях, а также всех сотрудников скорой помощи. Профсоюзы и некоторые депутаты отмечали, что это обостряет диспропорции в распределении медперсонала и приводит к неоправданной трудовой миграции в медорганизации, где такие выплаты есть. Это спровоцировало массовые протесты сотрудников «скорой» в ряде регионов и видеообращения к президенту с просьбой изменить ситуацию.
Однако в Госдуме рекомендовали отказать в повышении соцвыплат работникам скорой помощи. Как пояснял депутат Алексей Куринный, в Комитете по бюджету объясняют это формальным отсутствием расчетов необходимой суммы, хотя на это требуется всего 6—7 млрд руб.
С 2024 года некоторые регионы начали назначать такие выплаты на региональном уровне. Однако выделить на это средства могут далеко не все. Одновременно с этим Минздрав отчитывался, что рост зарплат врачей скорой помощи в России в 2024 году в среднем составил 12%, среднего медперсонала — 14%. В отдельных регионах рост зарплат «скоропомощников» достигал 30—35%.
В Госдуме назвали «открытым» вопрос обязательной отработки для нынешних студентов медвузов
В Госдуме не исключают, что мера об обязательной отработке после медвуза будет распространяться и на нынешних студентов. По словам главы Комитета по охране здоровья Сергея Леонова, этот вопрос остается открытым.
Глава Комитета Госдумы по охране здоровья Сергей Леонов не исключил, что обсуждаемая сейчас инициатива по введению обязательной отработки после медвузов может быть распространена на действующих студентов. Как заявил он в интервью «МВ» (полный текст читайте в апреле), «пока этот вопрос остается открытым».
О чем речь
В феврале 2025 года стало известно, что Минздрав планирует ввести обязательную отработку для всех выпускников бюджетных отделений медицинских вузов и колледжей в течение двух-трех лет. В случае отказа им придется выплачивать штрафы в двукратном размере от фактической стоимости обучения. При этом нормы о целевом обучении, закрепляющие обязательства студента, также продолжат действовать. В Национальной медицинской палате заявили о концептуальной поддержке идеи, однако отметили, что законопроект не должен рассматриваться без гарантированного соцпакета. В том числе должны быть предусмотрены возможности для достойной оплаты труда молодых специалистов.
Леонов также объяснил, почему появилась инициатива по введению отработок несмотря на то, что Минздрав в прошлом году отчитался о том, что перелом в кадровом обеспечении госмедорганизаций уже произошел: вместо оттока специалистов по итогам 2023 года в госсектор пришло 10 тыс. врачей.
«Проблема с кадрами в здравоохранении все равно есть, прежде всего, в первичном звене. Есть вопросы к тому, что разбалансирована система ординатуры, потому что существуют платные формы постдипломного образования, которые фактически бесконтрольны. Предложенный законопроект — не только про обязательные отработки, это в том числе про то, чтобы именно Минздрав регулировал численность обучающихся в ординатуре по конкретным специальностям. Отработку для молодых врачей я тоже полностью поддерживаю. Позиция моя и ЛПДР даже жестче: мы считаем, что нужно обязательное распределение, а Минздрав говорит, что если выпускник не поступил в бесплатную ординатуру, то он три года работает в первичном звене, а затем либо поступает в ординатуру на бесплатной или платной основе и дальше свой трудовой трек регулирует сам. Причем отработать эти три года можно в любой клинике, даже частной. Я не согласен — надо ограничить выбор госклиниками».
Согласно проведенному «МВ» опросу в феврале-марте 2025 года, больше 60% опрошенных врачей не поддерживают введение обязательной отработки для выпускников медвузов. Чаще всего противники меры говорят, что она нарушает конституционное право на свободу выбора работы, а также считают несправедливым, что подобная практика не распространяется на другие специальности (например на учителей). Некоторые респонденты также прогнозируют ухудшение качества медицинской помощи, поскольку в случае введения «обязаловки» молодые врачи будут работать формально.
Специалисты среди рисков назвали то, что подход с обязательством отработки может привести к отказу от поступления талантливых подростков в профильные вузы, а еще что за счет желания попасть по распределению на «интересные места» работы может вырасти коррупционная составляющая.
МИНЗДРАВ/ФОМС
Обновлено Положение о дежурствах медработников на дому
Минздрав выпустил новый приказ, устанавливающий особенности режима рабочего времени и учета рабочего времени при осуществлении медработниками дежурств на дому. Действующие нормы не изменятся.
Минюст зарегистрировал 11 апреля приказ Минздрава № 115н от 13.03.2025 об утверждении особенностей режима и учета рабочего времени при осуществлении медработниками дежурств на дому. Документ доступен на «МВ».
Замена аналогичного Приказа Минздрава РФ № 148н от 02.04.2014 потребовалась в связи с выходом Постановления Правительства РФ № 2467 от 31.12.2020, которым был утвержден перечень нормативных правовых актов, подлежащих переизданию. Новый документ не изменяет действующие нормы, писал «МВ».
Положения, предусматривающие осуществление медработниками дежурств на дому, были введены в ст.350 Трудового кодекса РФ в 2013 году.
Согласно трудовому законодательству, учет рабочего времени медработника во время дежурства на дому должен проводиться следующим образом:
каждый час оказания медицинской помощи и следования работника от дома до места работы и обратно учитывается как один час рабочего времени;
каждый час дежурства на дому учитывается как 1/2 часа рабочего времени;
время дежурства на дому в учетном периоде корректируется таким образом, чтобы общая продолжительность рабочего времени работника не превышала установленную норму рабочего времени.
Минздрав пропишет для СМО порядок консультаций застрахованных при отказе клиник от оказания медпомощи
Минздрав РФ намерен расширить полномочия, дав себе право разрабатывать и утверждать порядок консультаций страховыми медицинскими организациями (СМО) застрахованных лиц в случае, если клиника отказала им в оказании медпомощи или предоставила ее некачественно, но потребовала за это деньги. Нововведение прописано в подготовленном ведомством проекте постановления правительства и в случае принятия вступит в силу с 1 сентября 2025 года.
Изменения предложено внести в постановление Правительства РФ № 608 от 19 июня 2012 года «Об утверждении Положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации».
Также регулятор может получить полномочия по разработке и утверждению типовых дополнительных профессиональных программ в области охраны здоровья и осуществления фармацевтической деятельности. Если документ примут, нововведение вступит в силу с 1 марта 2026 года.
«Реализация полномочий, предусмотренных настоящим постановлением, осуществляется в пределах установленной Правительством Российской Федерации предельной численности работников Министерства здравоохранения Российской Федерации, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных ему в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций», – говорится в тексте проекта постановления.
Исполнительный директор «СОГАЗ-Мед» по ОМС, маркетингу и развитию Людмила Зудина в мае 2023 года отмечала, что из 2,5 тысячи жалоб, поступивших крупнейшему российскому страховщику ОМС в январе – марте 2023 года, 1,8 тысячи (73,4%) были обоснованными. Более половины претензий касались качества медпомощи, около 16,6% – организации работы клиник, 14,3% – недостоверных сведений об оказанных медуслугах.
В феврале 2025 года депутаты из фракции «Новые люди» направили в Госдуму законопроект с поправками в № 326-ФЗ «Об ОМС», в котором предложили лишить СМО возможности получать доход от назначенных штрафов клиникам, работающим в ОМС. Авторы проекта отметили, что страховые компании нацелены на максимизацию своих доходов – об этом свидетельствует ежегодно растущая сумма заработка от санкций.
Депутаты заметили, что из-за текущей системы СМО заинтересованы в поиске большего количества нарушений. Согласно аналитике ФФОМС, в 2021 году страховщики получили после применения финансовых санкций 1,231 млрд рублей, к 2023 году показатель вырос до 2,033 млрд рублей. Отмечен также рост объема средств, поступивших напрямую от клиник, – с 278,8 млн до 470,7 млн рублей за два года. Ежегодно растет и доля средств, полученных СМО от наложения штрафов, в их общих доходах.
В некоторых субъектах сумма наложенных СМО штрафов клиникам, как указали авторы инициативы, выросла в 2021–2023 годах в разы: в Магаданской области – в 16,5 раза, в Кировской области – в 6,3 раза, в Алтайском крае – в 4,4 раза.
Минздрав настаивает на законодательных изменениях из-за профстандарта для врача-кардиолога
Минздрав направил в Минтруд и Совет по профессиональным квалификациям в здравоохранении правки к проекту профстандарта для врачей-кардиологов. Новый профстандарт потребует изменения законодательства из-за наличия в нем понятий модульной ординатуры и проведения УЗИ кардиологами.
Совет по профессиональным квалификациям в здравоохранении (СПК) получил письмо от Минздрава с правками к профстандарту для врача-кардиолога. Об этом сообщается в Telegram-канале организации. Необходимо изменить нормативно-правовые акты, связанные с проведением ультразвукового исследования (УЗИ) врачами-кардиологами и этапной (модульной) ординатурой. Также Минздрав обнаружил в тексте профстандарта термины, не закрепленные в законодательстве.
Проект профстандарта был опубликован в 2024 году. В старой версии документа была одна трудовая функция: «Оказание медицинской помощи пациентам старше 18 лет при заболеваниях и (или) состояниях сердечно-сосудистой системы». В новом профстандарте четыре трудовые функции:
- «Оказание медицинской помощи пациентам при заболеваниях и (или) состояниях сердечно-сосудистой системы».
- «Оказание медицинской помощи пациентам старше 18 лет по профилю «кардиология-реаниматология».
- «Оказание специализированной медицинской помощи, в том числе высокотехнологичной медицинской помощи, пациентам с нарушениями ритма и проводимости сердца».
- «Оказание специализированной медицинской помощи, в том числе высокотехнологичной медицинской помощи, пациентам старше 18 с хронической ишемической болезнью сердца (ХИБС), инфарктом миокарда (ИМ) и нестабильной стенокардией (НС) с применением рентгенэндоваскулярных методов диагностики и лечения».
Трудовые функции в новом профстандарте отличаются требованиями к образованию в этапной (модульной) ординатуре, но определение такой ординатуры не закреплено законом. Поэтому выделение отдельных трудовых функций требует внесения изменений в законодательство. Учитывая отсутствие модульной ординатуры в законодательстве и подготовки по отдельным трудовым функциям, Минздрав считает, что не стоит проводить аккредитацию по отдельным трудовым функциям. Такой подход возможен в рамках независимой оценки квалификации (НОК) на месте работы. В рамках аккредитации же продолжат рассматривать допуск по всей специальности.
Расширение трудовых функций врача-кардиолога тоже потребует изменения законодательства. Например, согласно Приказу Минздрава России № 918н от 15.11.2012, не предусмотрено проведение этим специалистом УЗИ. Новый профстандарт требует включения этого исследования в нормативно-правовые акты, считают в ведомстве.
Есть несогласованность между трудовыми функциями и трудовыми действиями врача-кардиолога. Например, в трудовой функции профстандарта «Проведение обследования пациентов при заболеваниях и (или) состояниях сердечно-сосудистой системы с целью подготовки диагноза» есть проведение ЭКГ, трансторакальной эхокардиографии, тредмил-теста и других обследований. Но большинства перечисленных диагностических исследований нет в трудовых действиях кардиолога. Также важно синхронизировать трудовые функции в профстандарте с квалификационными требованиями.
В проекте профстандарта используются термины, не закрепленные законодательно: «догоспитальный этап», «высокотехнологичные методы лечения» и т.д. Также по всему тексту неправильно указано наименование Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, отметили в Минздраве.
В 2024 году Минтруд обновил профессиональные стандарты по пяти медицинским специальностям: травматологии-ортопедии, гастроэнтерологии, трансфузиологии, нефрологии и профпатологии. Изменения в основном затронули требования к образованию и связаны с вступившими в силу новыми квалификационными требованиями к медработникам.
Источник: НМП