Для врачей и фельдшеров скорой помощи, которых в Тюмени и Тюменском районе около полусотни, жизнь в городе выглядит по-иному. Это город, в котором постоянно что-то происходит, причем не всегда со счастливым концом. Кого-то реанимируют, кто-то умирает, один за одним происходят ДТП, весной – пожары, бывают страшные ЧП на производстве, бытовые травмы, пьяные драки с ножевыми ранениями или кому-то очень больно, и он просто боится, что не проснется утром.
В День скорой помощи, 28 апреля, тюменские фельдшеры рассказали 72.ru о сложностях своих трудовых будней и о самых необычных происшествиях на работе. Мы пообщались с двумя прекрасными сотрудницами скорой, в практике которых было, наверное, всё: первые роды на пути в больницу, нападения на медбригаду и поражающие количеством жертв ДТП.
Работников скорой можно назвать отдельной кастой в системе здравоохранения. Себя они называют просто – «скоровики». «Скоровики» – это люди, которые больше 10 суток в месяц колесят по городу на медицинском автомобиле, днем и ночью помогая людям. И, конечно, как во всей медицине, у профессии женское лицо, хотя и мужчин в скорой тоже немало. В Тюмени фельдшерами, врачами и медсестрами трудятся 320 представительниц прекрасного пола. Мужчин почти в два раза меньше – 155. Корреспондент 72.ru пообщался с двумя фельдшерами – Олесей Садвокасовой и Натальей Головчан. Обе работают в скорой по 12-14 лет.
ДТП, в котором чудом спасся только ребенок
Один из самых распространенных вызовов скорой – помощь пострадавшим в ДТП. К сожалению, они происходят каждые сутки. Но вот бывают случаи, когда какие-то из них врезаются в память навсегда. Вызов на такое ДТП фельдшер Олеся Садвокасова получила шесть лет назад, когда еще работала на скорой в Ханты-Мансийске.
– Было лето, шел сильный дождь. Четыре часа утра. На станцию поступил вызов о ДТП на трассе с множеством пострадавших. На место выехали несколько бригад скорой, мы в том числе. В аварии участвовали одна фура, два УАЗика, две легковые машины и один микроавтобус. Фура пошла на обгон, перевернулась и зацепила много машин. Практически все участники ДТП улетели в кювет, а УАЗики в середине всей этой каши сгорели. Всего в аварию попали 19 человек. 18 с тяжелейшими травмами, мало кто выжил. Водитель фуры был в очень тяжелом состоянии. С ним ехал восьмилетний мальчик. Этот ребенок, 19-й участник аварии, не получил ни единой царапины. Спас его спальный мешок, в котором он спал во время ДТП. Можно сказать, родился в рубашке, – рассказывает Олеся. – Нередко сами участники движения, увидевшие аварию, вперед скорой приходят на помощь и экстренно вызывают медиков. Именно они вытащили мальчика из разбившейся фуры. Ребенок в этот момент еще спал.
Не самый счастливый конец у ДТП, но все равно оставляет надежду на хорошее. В этой истории ребенку помог спальный мешок. У работников скорой уже есть свой рейтинг тех вещей, которые спасают от смерти в ДТП. На первом месте стоят подушки безопасности, которыми оборудованы современные машины. Именно с ними было связано большинство чудесных спасений – когда машина разбивается в хлам, а на теле остаются только царапины от разбитых стекол. А иногда, когда из-за высокой скорости машины превращаются в груду металла, может помочь только удача – не больше. В памяти врачей скорой, в основном, только те аварии, в которых был хотя бы относительно счастливый конец.
«Мы тоже можем попасть в ДТП»
Находясь на работе, часто передвигаясь на служебном автомобиле, работники скорой сами рискуют попасть в ДТП. Редко, конечно, но это случается.
– Один из таких случаев был со мной. За все мои 14 лет работы я попала в аварию один раз, когда мы с водителем ехали на вызов, – вспоминает Олеся Садвокасова. – Это было три года назад в ХМАО. Мы выехали на объездную и двигались со скоростью 40 км/ч в машине УАЗ. Это абсолютно небезопасный автомобиль, железо, можно сказать. Ни о каких подушках безопасности и речи нет. И если пристегнешься ремнями, то в случае чего поможет только удача или реакция водителя. В общем, мы только выехали на объездную дорогу и в нас по касательной врезался джип. Он мчался со скоростью 150 км/ч, водитель был пьян. Как мы позже узнали, это был человек на руководящей должности. К его счастью в джипе сработали подушки безопасности. А вот нам просто сильно повезло. УАЗ перевернулся трижды, а мы при такой скорости и ударе, получили минимум травм. У меня ни царапины, у молодого водителя – повреждения позвоночника. Я на время потеряла сознание, ударившись головой о лобовое стекло. Очнулась от криков водителя: «Олеся, надо вылазить, машина загорится!». Помогали нам выбраться и наша битовская бригада (БИТ – бригада интенсивной терапии, где работает и врач, и фельдшер – Прим. ред.), и люди с трассы.
Позже, по словам Олеси Садвокасовой, водитель, по чьей вине произошло ДТП, приходил просить прощения за произошедшее. Его наказали, несмотря на ту должность, которую он занимал. Вину все равно пришлось взять на себя.
История про отрубленные пальцы
Иногда работники скорой выезжают на такие вызовы, в которых ценна каждая минута. В этой истории врачам быстро оказать помощь помогло то, что участники инцидента были в состоянии алкогольного опьянения.
– Часто криминальные истории в нашей практике совпадают с тем, что их участники выпивают. ЧП может произойти где угодно – в ночном клубе, сауне, в местах скопления людей на празднике. В этой истории мальчишки, каждому из которых 20-22 года, решили «поиграть» – так они сами позже рассказывали. На спор начали друг другу отрубать пальцы, – вспоминает Олеся Садвокасова. – У одного молодого человека обошлось всего двумя. А у другого – вообще кистью. Мы прибыли на место, когда с начала их «игры» прошло не больше сорока минут. Успели всё, что они отрубили, собрать, обложили льдом и доставили в больницу вместе с этими молодыми людьми. Всё удалось пришить. Но вот в случае с кистью было посложнее. Врачам в больнице не удалось соединить все сосуды и нервные окончания. Но рука хотя бы была возвращена на место. Какая-то часть пальцев теперь работает, какая-то нет. Но вот то, что парни были пьяными, сыграло именно для нас хорошую роль. У молодых людей понизился болевой порог, поэтому их быстро удалось госпитализировать – даже сознание потерять не успели.
На вопрос – кто вызвал скорую помощь во время этого ЧП – Олеся ответила, что сами же парни, которые были в этой компании. Одному из участников этой истории все-таки пришло в голову, что что-то идет не так.
Нападение на скорую
Не всегда пациенты ведут себя адекватно. В случае, если человек находится в состоянии опьянения или психически нездоров, он может представлять для врача угрозу. Защиты от неадекватных нет и у фельдшеров скорой. Они едут на вызов, не зная, к какому человеку и что у него в голове. Фельдшеру Наталье Головчан три года назад не посчастливилось встретиться с одним из таких пациентов.
– Мы приехали на вызов – молодой человек порезал пальцы ножом. Он был в состоянии сильного алкогольного опьянения, за себя очень испугался и вызвал скорую. К счастью, раны были не слишком глубокие, мы сделали ему перевязку, но все равно предложили госпитализацию. Он отказался, подписал об отказе документ, – рассказывает Наталья Головчан. – До сих пор не знаю, что с ним произошло дальше, но когда мы выезжали со двора, он стал скидывать на машину доски из окна. Потом спустился – оторвал зеркало заднего вида, пытался вытащить меня из машины, испортил весь кузов скорой. Пришлось от него заблокироваться дверьми. Это была такая неприятная ситуация, что девочка, приехавшая со мной на выезд, уволилась через две недели. Так как я работала уже не первый год – отнеслась к этой истории не так эмоционально.
Даже если происходят такие инциденты, фельдшеры Олеся и Наталья пытаются не принимать их всерьез.
– Скажем так, мы едем на вызов к больным людям, а не здоровым. Нужно быть готовым, к чему угодно. А может быть человек где-то на учете стоит? Нам же никто не предоставит такую документацию – вызов срочный, – делится своим мнением Олеся.
– Когда людей что-то беспокоит – для них время тянется медленнее, чем обычно, – рассказывает Наталья. – Агрессия может появиться на фоне чувства страха. А когда с больным начинаешь беседовать и оказывать ему помощь, агрессия иногда сходит на нет. Они чувствуют, что ты рядом, пытаешься сделать не такой сильной их боль. Но есть такие люди, которые и при оказании помощи продолжают себя вести неадекватно.
«Посмотри, какой красивый доктор!» (или «Выходите за меня замуж»)
Нередко девушкам, работающим в скорой, говорят комплименты и даже зовут замуж. Выглядеть красиво – это небольшой такой профессиональный секрет, который помогает в работе. Его нам раскрыли фельдшер Олеся и Наталья.
– Самое курьезное – это когда замуж зовут. Бывает и такое, – делится Наталья Головчан. – Это делают мужчины, у которых травмы незначительные. Могут и пациенты, которые находятся в состоянии эйфории или алкогольного опьянения.
– «Посмотри, какой красивый доктор», – однажды сказал папа своему ребенку во время вызова. Так он хотел подготовить его к укольчику. И ведь правда помогает. Часто, что мамы, что папы обращают внимание детей на нашу внешность, чтобы успокоить их. Мы же все равно остаемся женщинами и просто людьми. Стараемся выглядеть хорошо круглые сутки. Внешностью мы располагаем к себе пациентов, особенно тех, которым нужна психологическая поддержка. Они реагируют на наш внешний вид, интонацию голоса. Это небольшой наш плюсик, – рассказывает Олеся, у которой, кстати, тоже очень приятный голос. – К пожилым людям, например, часто нужен особенный подход. Они реагируют не только на качество оказанной помощи, но и на то, как ты к ним относишься. Все это в комплексе разряжает напряженную обстановку.
Анастасия Железнова. Фото Семена Громова
Источник: 72.ru