Главная > Новости > Евгений Шляхто: «Самый главный минус государственной аккредитации — ее показатели»

Евгений Шляхто: «Самый главный минус государственной аккредитации — ее показатели»

​Об отличиях государственной от аккредитации образовательных программ профессиональными сообществами мы говорим с президентом Российского кардиологического общества, вице-президентом Национальной медицинской палаты, профессором, академиком РАН Евгением Владимировичем Шляхто.

Об отличиях государственной от аккредитации образовательных программ профессиональными сообществами мы говорим с президентом Российского кардиологического общества, вице-президентом Национальной медицинской палаты, профессором, академиком РАН Евгением Владимировичем Шляхто.

Что из себя представляет государственная аккредитация образовательных программ?

Государственная аккредитация проводится у нас уже более 20 лет. Во время государственной аккредитации проверяется насколько программа обучения соответствует образовательному стандарту. Государственную аккредитацию проводят государственные структуры. Эти же органы власти готовят экспертов и создают регламент их работы, вносят их данные в реестр.

Эксперты проверяют рабочие программы, учебные планы, расписания, протоколы, используемые формы и технологии обучения, квалификацию преподавателей, практическую подготовку, оборудование и библиотеку. При этом качество обучения, как самостоятельный раздел оценки работы обучающей структуры, не анализируется..

Если ВУЗ успешно прошел проверки и получил свидетельство о государственной аккредитации, значит, у него будет финансирование от государства, государственное задание, контрольные цифры приема. ВУЗ сможет выдавать дипломы государственного образца, предоставлять студентам льготы, стипендии и отсрочку от армии.

В чем на ваш взгляд «недостатки» государственной аккредитации?

Самый главный минус государственной аккредитации — ее показатели, которые являются среднестатистическими цифрами (средняя температура по больнице…). Например, 100 экземпляров учебника на 200 студентов — норма, а 99 — уже не соответствие. Каким образом данный показатель реально повлияет на будущую квалификацию врача? Госаккредитация не анализирует содержание обучения: насколько тренажеры и муляжи, учебники и пособия, квалификация преподавателей позволяют студенту научиться ставить подключичный катетер, делать диффиагностику, интубировать, назначать лекарства и т.д.

Госаккредитация не бесплатна, госпошлина за каждую укрупненную группу специальностей (например, «Здравоохранение и медицинские науки», «Клиническая медицина») составляет 100 000 руб.

В чем преимущества профессиональной общественной аккредитации?

Среди преимуществ аккредитации, проводимой профессиональными сообществами я бы выделил то, что в ходе такой процедуры определяется соответствие требованиям медицинского сообщества (практического здравоохранения) к конкретному специалисту (требования содержатся в профстандарте, который разрабатывается сообществом, а утверждается приказом Министерства труда.

В том числе учитываются особенности квалификации конкретного специалиста. Качество обучения оценивается с его конца —результатов этого обучения. Сначала рассматривается перечень трудовых функций, знаний и умений перечисленный в профессиональном стандарте кардиолога. А потом проверяется, есть ли у конкретного ВУЗа необходимые ресурсы (оборудование, библиотечный фонд, преподаватели), чтобы гарантированно предоставить студенту то качество образования, которое сможет обеспечить ему дальнейшее трудоустройство.

Например, для того, чтобы выпускник умел делать пункцию перикарда мы, как профессиональное сообщество, понимаем какой ему нужен учебник, атлас, тренажер и какой преподаватель. А если у вуза их нет, то как он учит студента пунктировать, на каких занятиях — лекциях или практических?

Профессиональная общественная аккредитация должна проводится силами экспертов, которые не только выявят недостатки, но и дадут грамотные рекомендации по улучшению обучения.

Зачем ВУЗам нужна профессиональная общественная организация?

Такая аккредитация проводится по инициативе ВУЗа, он и оплачивает по договору такую экспертизу.

На сегодняшний день она не обязательна, но при распределении контрольных цифр приема наличие профессиональной общественной аккредитации уже несколько лет учитывается Министерством образования.

Свидетельство о прохождении профаккредитации можно размещать на сайте ВУЗа, его учебниках и пособиях, как гарантию востребованности выпускников программы рынком труда в рекламных целях, для привлечения абитуриентов, мотивации родителей. В дальнейшем, запланированная передача отдельных функций Минздрава профессиональному сообществу и работодателям по рейтингованию ВУЗов, расставит все на свои места.

В мировой практике профессиональные ассоциации определяют, с какой квалификацией выходит специалист из учебного заведения, может ли он работать самостоятельно или ему нужен наставник за государственный счет на неопределенное время, оправдывает такой ВУЗ надежды отрасли или работает сам по себе, его выпускники могут легко трудоустроиться или никем не востребованы, давать ему контрольные цифры приема, финансировать или реорганизовать. Сейчас у нас есть возможность в пилотном режиме научиться проходить профессиональную аккредитацию, понять и ликвидировать свои слабые места, чтобы не оказаться потом на задворках системы медицинского образования или вовсе покинуть ее.

Какие темпы и этапы внедрения этого проекта?

Российское кардиологическое общество в 2016 году получило грант на реализацию социально значимого проекта «Профессионально-общественная аккредитация образовательных программ — элемент системы повышения качества медицинского образования».

Срок реализации гранта с февраля по сентябрь 2016 года.

На сегодняшний день уже разработаны и утверждены документы регламентирующие прохождение профессиональной общественной аккредитации — утверждены Положение о Центральном экспертном совете Национальной медицинской палате, Порядок проведения, методику и показатели профессионально-общественной аккредитации, образцы договоров и заключений.

Кроме того, эксперты Российского кардиологического общества в рамках реализации данного проекта должны будут провести апробацию процедуры профессиональной общественной аккредитации на примере

Для чего это нужно?

Процедура нова как для ВУЗов, так и для экспертов профессиональных сообществ, в данном случае Российского кардиологического общества. Получить необходимые навыки проведения и прохождения аккредитации обеими сторонами можно лишь пройдя пошагово все ее этапы: от регистрации заявки и заключения договоров с экспертами и с организацией до проверки отчета по самообследованию утверждения экспертного заключения и выдачи свидетельства о прохождении профессиональной общественной аккредитации.

В проекте предусмотрены описание сложившейся российской практики оценки качества подготовки врачей, разработка методических документов, оценочных материалов (тесты, задачи и рекомендации к ним), апробация процедуры профессионально-общественной аккредитации в трех федеральных округах и подготовка 30 экспертов в регионах, освещение деятельности РКО на конференциях, круглых столах, в печати и сети интернет. Завершится проект разработкой практических рекомендаций для проведения процедуры профессиональной аккредитации, обоснованием необходимых изменений и дополнений в существующие нормативные акты, разработка новых нормативных актов для целей профессиональной общественной аккредитации.

Все это, несомненно, будет способствовать повышению качества подготовки врачей-кардиологов.

Источник: Национальная медицинская палата