21 декабря 2012

Как возродить доверие?

Тему взаимоотношений врач – пациент, совершенствования медпомощи предложил обсудить в блоге губернатор Владимир Якушев

Сетевые ресурсы дают уникальную возможность власти и населению обмениваться мнениями, общаться неформально. Губернатор Владимир Якушев в своем блоге на портале органов государственной власти Тюменской области предлагает к обсуждению ряд актуальных вопросов по продовольственной безопасности, предоставлению земельных участков для бизнеса, подготовки кадров для школы. Но, пожалуй, самый большой резонанс среди интернет-пользователей получила тема взаимоотношений врача и пациента.

Идеи принимаются

В посте «Как решить извечный конфликт – врач – пациент. Подумаем вместе» глава региона отмечает: «Региональная система здравоохранения меняется: приводим в нормативное состояние лечебные учреждения, обновляем оборудование. Врачи внедряют и делают доступными высокотехнологичные методы диагностики и лечения, о которых раньше тюменцы могли только мечтать. Изменяются подходы к организации работы поликлиник, но по-прежнему медицина остается в зоне острой критики. В результате «противостояния» между пациентами и медицинскими работниками, когда первые требуют, а вторые занимают позицию обороняющихся, происходящие позитивные изменения просто незаметны.

Обращаюсь ко всем экспертам, специалистам отрасли, к тюменцам с предложением высказать свои идеи и совместно составить своеобразный общественный договор, в котором будут предложены четкие правила и условия взаимодействия двух самых заинтересованных друг в друге сторон: медицинского работника и пациента. А также идеи, как минимизировать проблемы и максимально приложить усилия по совершенствованию медицинской помощи».

Здравоохранение работает с большим потоком людей, затрагивает каждого жителя региона. Поэтому не удивительно, что на блоге развернулись дискуссии и полемика, поддерживающие инициативу губернатора в необходимости общественного обсуждения данной темы. Так, Елена пишет: «Большинство недовольно организационными недоработками в системе здравоохранения (записаться на прием сложно, в регистратуре отказали, врачу некогда общаться и так далее). Уважаемые управленцы, развели бумажно-отчетно-мониторинговые джунгли в бюджетных учреждениях, будьте добры – систематизируйте их, дайте медикам инструмент для быстрого оперирования данными. Столько лет с горящими глазами говорим, что здравоохранение у нас наполняется

IT-технологиями – где они? Даже запись к врачу через Интернет до сих пор нормально сделать не могут. нужна серьезная информационная стратегия, поднимающая престиж врача».

Лечитесь платно?

Интернет-пользователь Наталья считает, что пора расставить приоритеты, определить иные критерии оценки работы врачей. «Важно учитывать количество пациентов, которых вылечили, – пишет она, – а то впечатление такое, что врачам выгодно не лечить, а чтобы пациенты чаще приходили на прием. Причем это касается и платных поликлиник тоже». Максим пишет: «…иной раз удивляешься стоимости приема! Например, в поликлинике им. Нигинского, кардиоцентре и других. Создаются искусственные очереди на обследования, по ОМС на месяцы могут затянуть, а за деньги тут же без проблем! Это смахивает на принуждение людей к платным услугам». Алексей Савоськин уверен, что «любое лечебное учреждение обязано работать в режиме оказания неотложной помощи, если того требует ситуация с больным. Цели и задачи, пути механизма, в том числе для платных клиник, должны быть утверждены на уровне закона области».

От жителей региона поступают предложения более детально разобраться с работой страховых компаний. Далеко не каждому понятно, на что он может рассчитывать, обладая полисом обязательного медицинского страхования. Возникает ощущение, что количество услуг, включенных в данную систему, становится все меньше. «Я бы предложила перенять европейский опыт, когда ты платишь отчисления в кассу конкретного медицинского учреждения, – пишет Наталья. – Я в любом случае прохожу обследование за деньги в медучреждении у определенного коллектива врачей, их я выбрала по опыту, отзывам друзей, хорошему отношению и результатам работы. Им доверяю и хочу, чтобы меня лечили они за мои же страховые отчисления».

Перегруз-недогруз

Полина считает, что нет проблемы взаимоотношений между врачом и пациентом, есть проблема нехватки кадров и неспециализированных помещений, в которых располагаются поликлиники. «Детское отделение поликлиники № 12 – переоборудованный детский садик. Провели утром три часа в очереди с маленьким ребенком, в узком коридоре, где не то чтоб сесть некуда, там и стоять негде. Врачи сами страдают от таких условий, от такого потока пациентов. Еще раз повторюсь, что врачи сильно загружены, на момент вызова врача на дом в 9 утра мы дождались его только в 19.30. Даже при этом врачи всегда достаточно любезны и внимательны», – рассказывает тюменка. Из мнения Станислава из Тобольска рисуется иная картина. «Каждое лето проходим через немыслимую процедуру обхода 5–6 специалистов для подготовки документов в МСЭ, – пишет он. – Нам это удается за 3–3,5 месяца. Так как, например, у невролога в день два талона. Без талонов врач не принимает. О какой такой непомерной нагрузке идет речь?»

Владислав предлагает начать перемены с «департамента здравоохранения, тогда будет действительно ясно, что намерения очень серьезные. Иметь такие фантастические ресурсы, возможности и не иметь результата, это вас не удивляет? В устранении очередей, в обеспечении доступности специалистов и процедур, в содействии врачам в выполнении их непосредственных задач – диагностике и лечении пациентов. Эти вопросы должны решать управленцы, грамотные и профессиональные. Мне кажется странным задавать вопрос врачам и пациентам и подписывать между ними договор о том, что им делать и как им дружить. Каждый должен заниматься своей работой. Управленцы – управлять, врачи – лечить, а пациенты – выздоравливать и благодарить губернатора и врачей».

Алина считает, что необходимо назначить уполномоченного по правам пациента. Это должен быть публичный и уважаемый человек.

В редакцию газеты приходят письма от читателей, у которых нет возможности написать в блог губернатору. «Утеряно профилактическое направление в здравоохранении», – сетует жительница Тюмени Сентябрина Панова. По ее словам, если нет высокой температуры, то в регистратуре отказываются принимать вызов, ни участковый врач, ни другой специалист на дом к больному не придет. Она ветеран с 50-летним трудовым стажем. В поликлинику ходить не может, так как болят ноги, но в поддерживающем лечении, физиопроцедурах нуждается.

Уважаемые читатели, поделиться взглядом на проблему или оставить комментарии вы также можете в блоге губернатора по адресу: www.admtyumen.ru

 Мнения

Ксения ЯРУНОВА, инженер-проектировщик, г. Тюмень:
– При необходимости обращаюсь в поликлинику «Нефтяник». Персонал регистратуры и врачи всегда доброжелательны и внимательны. Ни разу не наблюдала конфликтов между пациентами и сотрудниками клиники, которые бывают в муниципальных больницах.

Денис ФАТЕЕВ, журналист, аспирант ТюмГНГУ:
– В модернизации поликлиник и больниц область сделала шаг вперед. Но система организации приема пациентов неэффективна, хотя и существует запись по телефону и через Интернет. Чтобы попасть на прием к терапевту или лору, приходится тратить много времени. В одном везет – врачи встречаются профессиональные, вежливые и внимательные.

Юлия ЛАНГЕ, техник, г. Тюмень:
– В детской поликлинике всегда большая очередь к педиатрам. Когда иду на прием, например, к неврологу, кардиологу, вижу, что система записи не работает. Всегда найдутся такие, кто приходит без записи, и их принимают, несмотря на то, что ты записывался к данному специалисту как минимум за неделю.

Источник: газета "Тюменская область сегодня"

На сайте НП "ТРМО" также можно оставить свой комментарий по Общественному договору.