Тюменское региональное медицинское общество > Подготовка практикоориентированных кадров для здравоохранения требует системного подхода и возрождения традиций наставничества

Подготовка практикоориентированных кадров для здравоохранения требует системного подхода и возрождения традиций наставничества

В Тюменском медицинском колледже обсудили вопросы обеспечения системы здравоохранения квалифицированными медицинскими кадрами. Речь шла о подготовке и первых шагах в профессии специалистов среднего звена в условиях развития современных медицинских технологий и непрерывного медицинского образования. Участниками встречи стали преподаватели и студенты Тюменского медицинского колледжа, представители Ассоциации медицинских сестер Тюменской области, Тюменского медицинского университета и акредитационной комиссии специалистов со средним медицинским образованием по Тюменской области.

Данная дискуссионная площадка, которая прошла в медицинском колледже 9 августа, стала третьей из цикла встреч, посвященных подготовке медицинских кадров – практикоориентированных, готовых выполнять сложные манипуляции, включаться в междисциплинарные бригады, осваивать и выполнять новые элементы, обеспечивать достойный уровень медицинского сервиса для пациентов, соблюдать нормы этики и деонтологии в общении с коллегами и пациентами. И, конечно, — непрерывно повышать уровень своего образования, шагающих «в ногу» с технологическим прогрессом. Именно таких врачей, фельдшеров и медицинских сестер хотят видеть сегодня работодатели из числа государственных и частных медицинских организаций и получатели медицинских услуг – пациенты.

Напомним, мероприятия организованы в рамках форума по реализации национального проекта «Здравоохранение». Центральным событием форума станет пленарное заседание, которое пройдёт 20 августа во Дворце культуры «Нефтяник» имени В.И. Муравленко. На нём рассмотрят итоги работы дискуссионных площадок, представят перспективную стратегию развития тюменского здравоохранения.

«Догнать» высокие технологии…

«Кадровый вопрос в здравоохранении, по-прежнему, остается ключевым. По показателям укомплектованности среднего медперсонала достигнут, конечно, большой прогресс, но нам сегодня сложно пригласить медицинскую сестру в операционный блок для работы с высокими технологиями. Это требует от специалиста высокого уровня подготовки, большой отдачи и желания профессионально расти. Врач не может работать без поддержки квалифицированного сестринского персонала. Должен быть мультидисциплинарный подход», — сказал главный врач АО «МСЧ «Нефтяник», главный внештатный хирург департамента здравоохранения Тюменской области Иван Попов.

Иван Борисович рассказал, как в медицинской организации решаются вопросы мотивации и поддержки медработников, организации системы наставничества, начиная со студенческой скамьи, благодаря таким проектам как «Будь врачом» и «Персональный стипендиат». Для обеспечения жильем иногородних молодых специалистов на базе клиники было организовано общежитие.

Главный врач также выразил готовность принять на практику и, возможно, трудоустроить самых ответственных и готовых вливаться в профессию студентов медицинского колледжа еще на этапе обучения.

Практика – всему голова

Вопросы организации производственной практики студентов-медиков вызвали оживленную дискуссию. Как избежать формализма и ответственно подойти к практической подготовке будущих коллег, как помочь им адаптироваться в стенах клиники и уверенно сделать первые шаги в профессии, заинтересовать и стать наставником, о котором будут вспоминать с благодарностью… И, похоже, здесь нет единственно верных ответов, каждая медицинская организация имеет свой подход.

Директор Тюменского медицинского колледжа Марина Макарова рассказала об успешном опыте сотрудничества в рамках целевой подготовки образовательной организации и потенциальных работодателей – Федерального центра нейрохирургии и санатория «Сибирь».

«Наставничество и активная позиция работодателя, его вовлеченность в процесс подготовки кадров нужны и важны не только на этапе выхода на работу молодых специалистов, а гораздо раньше – во время учебы. Да, молодежи нужно уделять время, но это приносит свои плоды», — отметила Марина Михайловна.

В течение трех лет в Тюменском медицинском колледже совместно с Федеральным центром нейрохирургии реализуется проект по дуальному обучению. Группа студентов из 25 человек осваивают практические навыки на базе ФЦН, из них 15 лучших выпускников будут трудоустроены. Их учебный план по запросу будущего работодателя дополнен вопросами реабилитации, дополнительным изучением английского языка.

В рамках инклюзивного обучения по инициативе санатория «Сибирь» на базе Ялуторовского филиала колледжа организовано обучение специалистов по медицинскому массажу с ограниченными возможностями здоровья по зрению.

Успешный опыт сотрудничества по практической подготовке и традициям наставничества имеет медицинский колледж с Перинатальным центром и Станцией скорой медицинской помощи.

«Мы всегда открыты к сотрудничеству с медицинскими организациями и готовы заключать договор о дуальном образовании. Если работодатель активно участвует в подготовке кадров под свои нужды и запросы, то «на выходе» получает практикоориентированных квалифицированных специалистов, которые уже адаптировались в коллективе и готовы работать на высоком уровне», — подчеркнула директор медицинского колледжа.

И все же в некоторых медицинских организациях пока не готовы принимать студентов-практикантов столь же радушно. Причина, как правило, в банальной нехватке времени и занятости главных медицинских сестер и начмедов, которым делегируют полномочия и ответственность за прохождение практики будущими молодыми коллегами.

Если организация все же решает брать курс на подготовку кадров со студенческой скамьи, то одним из главных для руководителя остается вопрос – как мотивировать наставников? И прибавка к зарплате для многих – далеко не аргумент…

«Начнем с того, что далеко не каждый практикующий врач или медицинская сестра, будучи отличным грамотным специалистом, способен научить, передать знания молодым специалистам. Это особое искусство. Неслучайно на Западе наличие учеников у медицинского работника – это показатель очень высокой квалификации и предмет гордости. К этому и нам следует сегодня стремиться», — сказала директор Института непрерывного профессионального развития Тюменского ГМУ Ольга Фролова.

По завершению работы дискуссионной площадки участники выразили уверенность в необходимости дальнейшего обсуждения значимых для всех вопросов в открытом диалоге, где, как известно, рождается не только истина, но и прогрессивное развитие по кадровому вопросу и другим ключевым «точкам роста» в отрасли.

Источник: Департамент здравоохранения Тюменской области